Главный председатель Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу заявил, что депутаты откажутся от присяги.
Я не думаю, чтобы это решение было одобрено общественностью. Причина ясна:
1) 3 июня 2011 года на Kanal Turk в ответ на вопрос Адема Явуза Арслана разве не сказал он, что полномочия принадлежат суду? «Арестованные кандидаты могут не выйти, если станут депутатами. Об этом же ранее заявил и Сабих Канадоглу. В конечном счете это зависит от одобрения суда. Для того, чтобы выйти из тюрьмы, нужно решение судьи. Здесь нет никаких вопросов…».
Кылычдароглу, сказавший «зависит от одобрения судьи», отказался от этого своего первого утверждения без какой-либо причины, кроме заявления о том, что «суд связан с политикой». Между тем, решение принимает не один судья или суд. Если мы добавим сюда Ассоциацию обществ Курдистана и Энгина Алана, то решение о задержании принимали 3 разных суда и 8 разных судей.
2) Вчера Кылычдароглу сказал: «Не нужно упорядочивания законов, пусть премьер-министр даст гарантии». Между тем, 138 статья конституции содержит постановление о том, что вмешательство в судебные дела недопустимо. Если не проводить упорядочивания законов, то премьер-министру что, нужно дать указания судье? Почему Кылычдароглу не предъявляет требований НРП более ясным языком? Какого шага он ждет от премьер-министра?
3) Даже если говорят, что «суд выносит политические решения», то заявление, напечатанное в газетах, продемонстрировало, что это утверждение не опирается на сколько-нибудь серьезные основания. Ибрагим Окур, работавший советником Министерства Юстиции, участвовавший в выборах в Высший совет судей и прокуроров, «от имени Министерства Юстиции, приводя в порядок списки», и известный, как «приверженец Партии Справедливости и Развития», сказал: «Если бы я был судьей, я бы отпустил арестованных». Получается в этой ситуации Ибрагим Окур не действует от имени ПСР? Или же, как в случае с судьями, которые сегодня приняли решение о продлении срока задержания, высказывания в его адрес тоже содержат одну лишь клевету?
Законы ясны. Обвиняемые могут быть депутатами, но закон, не предусматривает освобождения из-под стражи в случае, если депутаты были избраны. В этом случае у судьи есть право вынести решение. В сущности, Сабих Канадоглу до выборов говорил о том, что заключение могут не отменить. Судя по выступлению на Kanal Türk, Кылычдароглу тоже, казалось, был согласен на такой исход дела. НРП начала бойкотировать действия меджлиса, при этом не предлагая никакого решения ситуации. Я не думаю, что такая позиция найдет поддержку у общественности. Если бы я был на месте Таййип Эрдогана, я бы обратился за решением к народу и сразу пошел на ранние выборы.