О каких реформах в МИДе Турции говорит Хакан Фидан

| Седат Эргин

Прошло почти полгода с тех пор, как Хакан Фидан занял пост министра иностранных дел.

Если посмотреть на его основные политические заявления, касающиеся целей на новом посту за это время, то мы понимаем, что всеобъемлющая институциональная реформа МИДа станет для него важным стратегическим приоритетом.

Фидан сделал свое первое заметное заявление по этому вопросу в сентябрьском номере журнала «Insight Turkey» аналитического центра SETA в статье под названием «Турецкая внешняя политика в начале “века Турции”: вызовы, видение, цели и трансформация».

Институциональная реформа предстаёт в статье Фидана как одна из самых амбициозных и масштабных сфер в его видении новой эпохи. Он говорит в этом тексте, что с самого первого дня на посту министра рассматривает ускорение институциональной трансформации МИДа в качестве своего приоритета.

Фидан подробно анализирует причины необходимости преобразований. В частности, он отмечает, что внешняя политика больше не может ограничиваться дипломатией в классическом смысле, поскольку сегодня повестка международных отношений представляет собой сложное переплетение таких взаимосвязанных сфер, как безопасность, разведка, торговля, финансы, окружающая среда, энергетика, культура, коммуникации, здравоохранение и др. Это привело к появлению новых субъектов и заинтересованных сторон.

В итоге, все эти изменения вызвали расширение портфеля, сфер интересов и полномочий министерств иностранных дел в глобальном масштабе.

Он говорит, что преобразования в министерстве основываются на «проактивном» подходе. По словам Фидана, этот подход, с одной стороны, сохраняет верность накопленному за столетия опыту и умениям, а с другой – стремится адаптироваться к постоянно меняющейся среде глобальных связей.

Тема реформ также занимает значительное место в выступлении Фидана в понедельник на заседании комиссии по планированию и бюджету парламента по проекту бюджета МИДа на 2024 год, а также в его ответах на последующие вопросы и критику.

В частности, во вступлении он подчёркивает, что Турция входит в первую пятёрку стран с самой обширной сетью зарубежных представительств в мире. С 257 загранучреждениями Турция следует за Китаем, США, Францией и Японией.

По тону его высказываний чувствуется уверенность, которую придаёт опыт проведения значительных преобразований во время 13-летнего руководства Национальной разведывательной организацией.

В своей речи в парламенте он не скупится на похвалу в адрес кадров МИДа. Более того, в одном месте, согласно стенограммам бюджетной комиссии, Фидан говорит:

«На третьем, четвёртом году работы в TİKA я пришёл к следующему выводу: эти ребята действительно работают очень самоотверженно. То есть они постоянно едут в разные уголки планеты, в новые страны, города, условия, климат... Всё новое, а этим людям приходится проводить так двадцать-тридцать лет своей жизни, оставаясь здоровыми, крепкими и работоспособными. Конечно, это большое самопожертвование, и мы не можем игнорировать его.»

В то же время, посмотрев на рабочую нагрузку дипломатов, Фидан пришёл к выводу о существовании «обратной зависимости». По его мнению, «чем лучше дипломаты в индивидуальном плане, тем больше нам необходимо развивать институциональный потенциал».

Министр говорит: «У вас очень хорошие дипломаты, но, когда вы их всех объединяете, это может не привести к очень хорошей дипломатии. То есть вам действительно нужно многое сделать в институциональном плане. Вам нужно постоянно реформироваться, находиться в непрерывном процессе перемен».

Фидан вспоминает, что во время реформирования Национальной разведывательной организации Турции (MİT) он постоянно посылал персоналу организации сообщение о том, что «самое большое изменение – это принятие того, что изменения непрерывны».

В своих выступлениях он даёт ряд намёков на то, как он представляет масштаб реформы. По словам Фидана, «прежде всего необходимо нарастить численность персонала без ущерба для его качества». «Действительно, мы можем испытывать трудности с подбором подходящих людей. То есть нам нужно больше работать над тем, чтобы побуждать молодёжь к госслужбе», - говорит он.

В качестве главного компонента реформы он определяет «наращивание численности без ущерба для карьерной лестницы дипломатов, расширение специализации». В частности, он указывает важность наличия сотрудников с нужными языковыми навыками для «подбора подходящих людей по регионам».

Один из важных моментов – его намерение обеспечить работу таких областей как кадры, бюджет, информационные технологии за счёт постоянного штата внутренних специалистов, не отправляемых на внешние должности. Очевидно, что уже предпринят ряд шагов в этом направлении в министерстве.

Каковы могут быть трудности перед реализацией этих целей?

В своих выступлениях глава МИДа настойчиво подчёркивает качество. Безусловно, достижение цели качества в первую очередь зависит от приоритета критериев компетентности по сравнению с другими соображениями. Важной особенностью дипломатической карьеры является формирование профессионального опыта в рамках отношений учителя и ученика, его накопление с передачей из поколения в поколение.

Таким образом путём передачи были сохранены накопленные веками дипломатические навыки, о которых говорит Фидан. Более того, нельзя недооценивать наследие дипломатии периода Турецкой республики.

Критический вопрос заключается в том, в какой степени эти особенности профессиональной дипломатической службы будут учитываться кадрами без дипломатического прошлого.

Теперь подходим к самому главному моменту – наиболее спорному в общественном обсуждении аспекту – проблеме политических назначений в МИД. В последние годы стало распространённой практикой давать звание посла и направлять на работу в зарубежные представительства лицам, близким к ПСР, бывшим депутатам, не имеющим опыта в дипломатии. Число таких послов превысило 20.

Какой ответ дал Хакан Фидан на критику в этом направлении со стороны депутатов-оппозиционеров в Комиссии по планированию?

Фидан заявил: «Я считаю, что особенно назначения со стороны находятся в разумных пределах. Если посмотреть на общемировой процент и посмотреть на практику в других странах, то мы видим, что там есть аналогичные назначения».

Другими словами, он выглядит сторонником практики «в разумных пределах».

В особенности, если брать за основу модель США, там политические назначения послов широко распространены. Однако в дипломатических традициях ведущих европейских стран внешние назначения обычно носят исключительный характер.

Во всяком случае, Хакан Фидан взял на себя серьёзную цель реформирования МИДа на период своего министерства.

Насколько будет учитываться фактор компетентности, станет определяющим для успеха реформ.

Hürriyet