Можно ли говорить об энергетическом единстве ЕС без Турции?

| Yeni Şafak

Сразу отвечу на этот вопрос: это невозможно! В свете российско-украинского конфликта отчаяние стран-членов ЕС в отношении энергетики заставило их обратить внимание на Турцию, поскольку стратегическое значение Анкары становится все более и более очевидным.

Однако позиция некоторых государств-членов по этому вопросу сделала заложником весь блок. Как такое возможно?

Некоторые из вас, возможно, помнят, что в результате присоединения кипрско-греческой администрации Южного Кипра к ЕС в 2004 году блок пропускал все военные действия кипрско-греческой администрации через кипрский спор. Данное обстоятельство заблокировало любое сотрудничество или долгосрочные позитивные отношения, которые Евросоюз мог бы установить с Турцией. Например, энергетическая глава — без предварительных условий — процесса переговоров Турции о членстве в ЕС была заблокирована администрацией киприотов-греков и Грецией. Потому что по системе ЕС, государство-член имеет право прекратить переговоры со странами-кандидатами без необходимости предоставления каких-либо убедительных причин.

Позже Европейский союз выступил с инициативой к Турции, охватывающей восемь глав, включая энергетику, для обхода блокады 2012 года. Кроме того, 16 марта 2015 года был инициирован переговорный процесс на высоком уровне для развития стратегического сотрудничества и диалога в области энергетики между Турцией и ЕС. На этот раз администрация киприотов-греков нанесла новый удар, и переговоры на высоком уровне были приостановлены на заседании Совета ЕС по международным отношениям 15 июля 2019 года из-за углеводородной деятельности Турции в Восточном Средиземноморье.

Те, кто больше всего осознает стратегическую важность Турции с точки зрения безопасности энергоснабжения блока, на самом деле сами являются членами ЕС. Этот факт долгое время скрывали, чтобы Анкара не заняла более жесткую позицию. Настолько, что был проигнорирован тот факт, что Турция возглавила Южный газовый коридор, представляющий общий интерес для ЕС.

Однако новый порядок, начавший формироваться после российско-украинского кризиса, предоставил блоку важную возможность улучшить отношения между Турцией и ЕС, в том числе в сфере энергетики, где Евросоюз совершенно беспомощен. На данном этапе определяющим фактором процесса является то, сможет ли Европейский союз вырваться из плена кипрско-греческой администрации, которая блокирует любые инициативы в отношении Турции.

В настоящее время энергетический вопрос не является частью переговорного процесса Турции с ЕС. Более того, канал «Диалог на высоком уровне» тоже не активен. Тем не менее, Турция незаменима с точки зрения энергетической безопасности ЕС. В связи с этим в коридорах Совета Европы уже давно ходят слухи о том, что энергетическое досье, которое блок долгое время игнорировал и приносил в жертву «детским капризам» греко-кипрской администрации, должно как можно скорее вернуться на стол переговоров.

Я искренне надеюсь, что Европейский совет не повторит еще раз тех же ошибок и не принесёт эту новую возможность в жертву «подростковому» поведению Греции и кипрско-греческой администрации.

Неоспоримым фактом является то, что ЕС вот-вот окажется в тупике в энергетическом вопросе. Хотя об этом и не говорится публично, растущая обеспокоенность в Совете Европы ускорила поиск «ориентированного на Турцию» решения этой конкретной проблемы. Теперь Евросоюз должен открыто признать тот факт, что Турция является ключом в поиске постоянного решения.

В этом случае ЕС должен действовать, осознавая, что общие интересы блока превышают сумму интересов Греции и кипрско-греческой администрации. Дело в том, что единство ЕС, особенно когда речь идет об энергетике, без Турции невозможно!