Строительные работы внутри исторического Собора Святой Софии в Стамбуле вызвали общественный резонанс после того, как в соцсетях появились изображения тяжёлых грузовиков и техники, работающих внутри 1500-летнего памятника.
Это вызвало опасения по поводу возможного ущерба объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фотографии грузовиков высокой тоннажности, автокранов и строительных платформ, работающих внутри и снаружи здания в рамках второго этапа реставрации, усилили беспокойство. Эксперты предупреждают, что такие работы несут риск долговременного структурного вреда, особенно учитывая, что собор стоит над множеством цистерн и подземных пустот.
Министерство культуры и туризма Турции, отвечая на критику, заявило, что техника используется только после всесторонних технических оценок и при наличии защитных систем, предотвращающих повреждение исторического сооружения.
По заявлению министерства, техника внутри собора движется по многослойному защитному настилу, который распределяет вес и защищает оригинальный мраморный пол. Перед этим были проведены испытания несущей способности, георадарные исследования и анализ грунтов, на основе которых определили безопасные маршруты движения техники.
Второй этап реставрации направлен на повышение сейсмоустойчивости: обновление свинцового покрытия на внешней стороне главного купола и защита мозаик и внутренних элементов от воздействия погодных условий.
В апреле министр культуры и туризма Мехмет Нури Эрсой объявил о начале «самой крупной и комплексной» реставрации и укрепления купола Собора Святой Софии. Решение 2020 года о его повторном превращении в мечеть вызвало международную критику.
Над куполом установлена временная стальная конструкция, поддерживаемая четырьмя внутренними колоннами высотой 43,5 метра. Министерство отметило, что монтаж этой массивной стальной системы сделал использование тяжёлой техники «неизбежным» и что выхлопы контролируются специальными фильтрационными устройствами.
Однако специалисты считают предпринятые меры недостаточными. Эксперт по археологической консервации Мюге Кортаноглу заявила в соцсетях, что использование тяжёлой техники внутри объекта Всемирного наследия нарушает принципы ЮНЕСКО. Она написала, что «чрезмерная нагрузка и вибрация могут вызвать необратимые повреждения» и что недопустим даже минимальный риск для такого ценного сооружения.
Стамбульская Ассоциация специалистов по исторической среде и сохранению зданий заявила, что допуск автокранов весом 20–30 тонн внутрь сооружения создаёт серьёзные риски из-за вибрации и точечной нагрузки. Организация отметила, что руководства ЮНЕСКО и Международного совета по памятникам и достопримечательным местам считают использование такой техники в монументальных зданиях небезопасным. Ассоциация призвала власти к прозрачности и потребовала опубликовать технические оценки, анализы нагрузки и инженерные отчёты.
Собор Святой Софии был построен в VI веке при византийском императоре Юстиниане I. После османского завоевания Константинополя в 1453 году его превратили в мечеть. В 1935 году он стал музеем, но в 2020 году суд отменил этот статус, и президент Реджеп Тайип Эрдоган вновь открыл его как мечеть, что вызвало осуждение со стороны ЮНЕСКО и ряда западных стран.
После преобразования в мечеть участились заявления о повреждениях, наносимых историческому сооружению, а также о рисках для сохранности архитектурных и художественных ценностей внутри. Турецкие власти отвергали подобные комментарии как «предвзятые и политические».
