Турция разрабатывает новые правила для рекламы инфлюенсеров, запрещает продвижение гаданий и нелегальных ставок

Минторг Турции готовит регламент, направленный на усиление контроля за рекламой инфлюенсеров в социальных сетях.

Документ вводит более строгие требования к прозрачности, новые нормы для использования искусственного интеллекта, а также полные запреты на продвижение гаданий, нелегальных ставок и рекламы, нацеленной на детей.

Министерство приступило к разработке регламента на фоне роста коммерческого контента в соцсетях и увеличения числа жалоб потребителей. Цель — создать более понятные и стандартизированные правила маркировки рекламных публикаций инфлюенсеров.

Согласно проекту, рекламные материалы должны иметь четкие обозначения как коммерческий контент. В аудиоконтенте раскрытие должно звучать в начале записи.

По словам министра транспорта и инфраструктуры Абдулкадира Уралоглу, в Турции, население которой составляет около 86 миллионов человек, по состоянию на май насчитывалось 58,5 млн пользователей соцсетей.

Рост аудитории способствует стремительному увеличению рынка рекламы у инфлюенсеров. По данным «Статиста», рекламные расходы в этом сегменте достигнут 81,2 млн долларов в 2025 году, а среднегодовой рост — 15,25 % до 2030 года. К концу десятилетия рынок может увеличиться до примерно 165,1 млн долларов.

В проекте также прописано, что в рекламных акциях со словами «со скидкой» или «выгодно» должны быть указаны процентные ставки или размер выгоды. Кампании вроде «3 по цене 2» или «купи один — получи один бесплатно» должны иметь четкие сроки начала и окончания. При ограниченных запасах это должно быть прямо указано, а скидки — основываться на минимальной цене за последние 10 дней до старта акции. Предложения по пороговым покупкам будут требовать приобретения минимум двух товаров.

Проект вводит обязанности по раскрытию информации о применении фильтров, инструментов искусственного интеллекта и цифровых персонажей. Инфлюенсеры должны указывать, если ИИ использовался для изменения внешнего вида товара. Реклама, создающая впечатление, что человек или его ИИ-копия лично использовали или одобряли продукт, будет запрещена.

Полный запрет на рекламу будет действовать для гадалок, медиумов, астрологов и аналогичных услуг, а также для нелегальных ставок. Запрещены материалы, утверждающие, что добавки могут заменить нормальное питание или что продукт способен лечить болезни.

Ограничения на рекламу фармацевтических и медицинских препаратов, электронных сигарет, табака и алкоголя остаются неизменными. В цифровых «лутбокс»-механиках потребуется указывать вероятность получения того или иного предмета. Полностью запрещается таргетированная реклама детям; другие виды таргетинга будут возможны только при явном согласии потребителя. Положительные и отрицательные пользовательские отзывы смогут свободно републиковаться на разных платформах.

Проект подготовлен на фоне растущего внимания к цифровой среде Турции. По данным индекса «Freedom House» , Турция оказалась среди пяти стран с самым значительным долгосрочным падением уровня интернет-свобод за последние 15 лет. Организация присвоила Турции 31 балл из 100, отнеся её в нижний сегмент из 72 оценённых стран.