Не успеет журналист войти в суд (любой), к нему кидаются граждане: спасите! помогите!
Это граждане-потерпевшие. У кого-то отняли квартиру, у кого-то — бизнес, у кого-то сын невинно осуждён и т.д. и т.п. И у всех на руках куча документов.
«Вот, — говорят они, — вот где правда! А вот — отписки прокуратуры! Вот бесчестные судебные решения! Напечатайте в газете, помогите восторжествовать справедливости!»
Когда-то эти граждане потерпели от преступников, но об этом уже почти забыли. Теперь они замучены прокурорами и судьями. Гражданина гоняют, над ним издеваются те, кто должен был его защитить.
И вот он бросается к журналисту: газета, говорит, наша последняя надежда.
Дорогие граждане, уважаемые читатели, расстаньтесь вы наконец с этой иллюзией. Вы где-нибудь слышали, чтобы рейдер вернул захваченное, устыдившись газетной заметки? Кого-нибудь отпустили из тюрьмы? кому-нибудь гады отдали украденную квартиру? Разве что такой боец, как Ольга Богуславская, вцепится в эти органы, и через два-три года...
Мы (журналисты) в том же положении, что и вы. И наша возможность написать о беззаконии, увы, не препятствует беззаконию.
Вот свежий пример. 9 марта 2011 в «МК» напечатали мою заметку «Путина обокрали». Речь шла о странном концерте с участием голливудских звёзд, где Путин играл на пианино; а собранные под это дело деньги было обещано отдать детским больницам.
Благотворительный концерт, организованный неким фондом «Федерация», состоялся 10 декабря 2010 года, а через три месяца, в начале марта, мама больного ребёнка заявила, что никаких денег больницы не увидели, обещанной помощи никто не получил.
Скандал был ужасный, о нем писали газеты, говорили радиостанции и телеканалы. И моя заметка в «МК» 9 марта, увы, не содержала никакой новости. Она содержала мое мнение и оценку отвратительной истории. Там даже употреблялись выражения «уроды» (в смысле моральные) и говорилось: «Жлобы из „Федерации“... думали только, как стырить, скоммуниздить, сфедерачить». То есть мы тщательно избежали матерных выражений.
И вдруг — иск от некоего Владимира Владимировича Киселева о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда. И он хочет содрать с автора и редакции миллион рублей.
Мы удивились, поскольку этот тип в заметке не назван. Я даже не знал, как его зовут (и знать не хотел). А оказывается, он что-то вроде руководителя этой «Федерации».
Мы пошли в суд уверенные в своей правоте. Судья выслушала Козлова (представителя Киселева), выслушала редакционного адвоката Андрея Муратова и меня, приобщила к делу всякие документы и удалилась в совещательную комнату для вынесения решения. А публика (в том числе журналисты) начали нас поздравлять с победой. Всем было понятно, что мы выиграли, но я из суеверия от поздравлений отмахивался: тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить.
Мы посмеивались над некоторыми бумагами, которые Козлов (пред. Киселева) внедрил в дело. В частности, благодарственные письма из больниц. Вот полюбуйтесь:
27 июня 2011
Горбольница № 31
Благотворительному Фонду «Федерация»
Несомненно, деятельность Благотворительного Фонда «Федерация» исключительно важна для организации современной
крайне дорогостоящей и поэтому еще пока труднодоступной медицинской помощи маленьким пациентам, находящимся в тяжелом состоянии и сложных условиях.
Главный врач А.Ю.Рывкин
1 июля 2011
Детская горбольница № 1
В Благотворительный Фонд «Федерация»
Несомненно, деятельность Благотворительного Фонда «Федерация» исключительно важна для организации труднодоступной, нерегламентированной и многой другой помощи пациентам, находящимся в тяжелом состоянии и сложных условиях.
Главный врач А.В.Каган
1 июля 2011
Российский онкоцентр им. Блохина
Благотворительному Фонду «Федерация»
Несомненно, деятельность Благотворительного Фонда «Федерация» исключительно важна для организации современной крайне дорогостоящей и поэтому еще пока труднодоступной медицинской помощи маленьким пациентам, находящимся в тяжелом состоянии и сложных условиях.
Директор Института детской онкологии и гематологии
РОНЦ им. Блохина академик М.Д.Алиев
* * *
Правда, позор? В школе за это выгоняют.
Подсудимая заметка «Путина обокрали» опубликована 9 марта. Какое отношение к этому делу могут иметь бумаги, сочинённые через три с лишним месяца? Это же безумие.
А текст? Как умудрились эти врачи сочинить свои письма в один день и слово в слово? И вдобавок — чуть ли не в день подачи иска. Какие случайные совпадения!
Пригласили в зал, вышла судья — симпатичная, молодая, умная, вежливая, внимательная — и сказала: «Иск удовлетворить. Взыскать с Минкина и „МК“ 200 тысяч рублей». Она впятеро убавила сумму, но мы не обрадовались. Нас шокировало абсолютно незаконное, несправедливое, возмутительное решение. Это издевательство, которое, по моему мнению, судья Цывкина совершила над правом, над здравым смыслом и над собой.
Неужели они спокойно спят? Неужели совесть не грызёт? Неужели дети не смотрят им в глаза? Чёрт знает, как устроилось, что деньги и бесстыдство стали национальной идеей. Делай что хочешь, пока власть твоя.
Эй, прокуроры и судьи, эй вы там — правители-законодатели, — ворочаетесь ночью или стакан-другой и до утра без памяти? Или вообще не спите — ночью в казино, днём в мундире, в судейской мантии, в депутатских значках.
Этот, из «Федерации», выиграл иск о защите чести и достоинства, победил. Покажите хоть одного, кто не уважал жлобов, а после таких побед проникся к жлобам уважением. По-моему, такие чудеса, такие судебные решения вызывают у людей отвращение и гнев.
Но дело не кончено. Решение не вступило в законную силу. Эта заметка завтра превратится в официальную кассационную жалобу. Впереди еще несколько инстанций. Впереди наша победа — победа справедливости и закона, а не каких-то уродов (в моральном смысле).