В воскресенье вечером арт-группа "Война" (по информации на утро понедельника действовали именно ее активисты) подняла на крейсере «Аврора» флаг «Веселый Роджер».
Разделившись на две группы, ее активисты прошли на крейсер как обычные туристы. Одна группа попыталась забраться на мачту, но была остановлена командой крейсера. Зато у другой все получилось. Двое юношей и девушка, поднявшие флаг, провели на мачте «Авроры» пять часов.
Новая выходка группы «Война», как и прежние акции, носит идейный подтекст, выражающий критическое отношение к режиму в стране.
Отношение это выражается не традиционными способами типа пикетов и митингов с политическими лозунгами, а хулиганскими выходками, которые не наносят большого материального ущерба, но обращают на себя внимание благодаря оригинальным замыслам и успешным воплощениям, застающим врасплох правоохранителей.
Несмотря на то что акции арт-группы носят издевательский характер, ей многое прощается. К примеру, в конце прошлой недели ГСУ СКР по Санкт-Петербургу прекратило уголовное преследование в отношении Олега Воротникова, не найдя состава преступления в переворачивании милицейских машин, которым тот занимался в ходе предыдущей акции группы, носившей название «Дворцовый переворот».
С позиций здравого смысла такое решение ГСУ выглядит парадоксальным. Выходит, милицейские машины теперь могут переворачивать все кому не лень?
«Война», судя по всему, примерно так это и поняла. И три дня спустя подняла пиратский флаг на «Авроре» — в качестве ответного жеста.
Обнаружит ли ГСУ сейчас состав преступления? Маловероятно. Ущерб не нанесен, режим секретности не нарушен. Осквернение памятника? Разжигание неприязни в отношении социальной группы, именующей себя «коммунистами»? По данным статьям Уголовного кодекса «Войну», наверно, можно было бы привлечь к ответственности. Но после того, как на «Авроре» погуляли на широкую ногу бывший губернатор Матвиенко, олигарх Прохоров и прочие высокие гости, год назад почтившие своим присутствием вечеринку журнала «Русский пионер», это уже вряд ли будет возможно.
Терпимое отношение правоохранителей к выходкам арт-группы в принципе выглядит разумным. Дурачатся молодые люди, ну и ладно, и без них хватает с кем воевать. Но если вспомнить, что гораздо более безобидные хулиганства зачастую наказываются жесточайшим образом, толерантность к «Войне» вызывает понятное удивление.
В 2008 году они проникли на территорию Белого дома, нарисовали лазером на стене череп с костями высотой в 40 метров и скрылись непойманными. Потом устроили групповую оргию в Биологическом музее — и тоже без всяких для себя последствий. А в феврале 2011 года группа даже была удостоена премии Министерства культуры «Инновация» — за рисунок гигантского фаллоса на Литейном мосту, который при разведении мостов поднялся перед окнами здания ФСБ.
Я не хочу сказать, что это неправильно и членов арт-группы нужно наказывать реальными штрафами и сроками. Наоборот, я считаю, что тех, кто критикует режим, наказывать не надо. Пусть критикуют всеми доступными способами, лишь бы ничего не крушили и никого не били. Но мне хочется понять, почему одних за это наказывают, а других — нет? Почему «Войне» можно издеваться над президентом, а, скажем, Удальцову и антифашистам нельзя? Почему «Война» может переворачивать милицейские автомобили — состава преступления не усматривается, а футбольных фанатов за то же самое осудят за хулиганство? В чем здесь секрет?
Чтоб его разгадать, надо, наверно, пойти перевернуть парочку автомобилей с полицейскими внутри. А если начнут возникать — показать гигантский фаллос и посмотреть, что они будут с ним делать.
Эмпирические методы исследования правоохранительных органов — основа правдивого о них представления. Другими путями их логику нам не понять.