18 октября Госдума проголосует в первом чтении за проект закона, который вводит уголовную ответственность за создание фирм-однодневок.
Эксперты считают, что в нынешнем виде документ просто опасен. Но деваться некуда: принять его велел президент Медведев, которого после 24 сентября лучше не злить...
17 октябяря на Охотном Ряду проходили парламентские слушания, на которых обсуждался очередной пакет инициатив по гуманизации и гармонизации уголовного законодательства, внесенный главой государства еще до судьбоносного съезда «ЕР». Законопроект («МК» писал о нем 7 сентября) уже прошел через первое чтение и готовится ко второму. Среди прочих мер в нем предлагается за впервые совершенные экономические преступления разрешить откупаться от тюрьмы, уплатив в казну штраф, в пять раз превышающий причиненный ущерб.
На слушаниях речь зашла о том, насколько сильно несовершенный Уголовный кодекс влияет на условия существования бизнеса в стране. Первый заместитель председателя Верховного суда в отставке Владимир Радченко заявил: каждый пятый предприниматель с 2000 года привлекался к уголовной ответственности с разными последствиями для себя. Конечно, негативные тенденции в экономике нельзя связывать только с несовершенством УК, признал докладчик, но и «преуменьшать это влияние нельзя». Судья в отставке предложил провести «экономическую амнистию».
В том же ключе выступил научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин: «В снижении деловой активности виноват и перекос в сторону чрезмерности уголовных наказаний». Если ничего не делать, сказал он, вместо 4% роста ВВП мы будем иметь 1–2%, не больше.
Главный советник Государственно-правового управления президента Михаил Палеев объяснил: «законодательные возможности улучшить ситуацию приближаются к концу», а если предпринимателей по-прежнему сажают по корыстным мотивам, не связанным с настоящим правосудием, — «на 90% это проблема не законодательства, а уродливого правоприменения». Вопрос о том, кто в стране отвечает за уродливое правоприменение, он поднимать не стал.
Председатель организации «Бизнес-Солидарность» Яна Яковлева, признав, что в последние годы по инициативе президента из УК исчезла статья, карающая за лжепредпринимательство, что хорошо, обратила внимание: Госдума хочет принять законопроект, возвращающий эту дурной славы статью в УК под другим названием — «Образование коммерческой организации в целях совершения преступлений»...
Как раз в понедельник на президиуме фракции «ЕР» было принято решение включить в повестку дня проект, разработанный по поручению Дмитрия Медведева и внесенный правительством в Госдуму еще в феврале 2011 года. Он предлагает бороться с таким злом, как создание фирм-однодневок, штрафуя на сумму от 500 тыс. до 1 млн. руб. или даже лишая свободы на срок до 5 лет. Наказывать предлагается и за завладение чужими документами, необходимыми для регистрации фирмы («возмездно или безвозмездно»), а также за предоставление своего паспорта преступнику.
Из заключения думского Комитета по законодательству становится понятно, почему в парламенте, поддержав концепцию проекта, отнеслись к нему без энтузиазма: доказать умысел, то есть факт, что фирма создавалась заведомо с преступными целями, «следственным органам будет чрезвычайно сложно», говорится в документе. Юристы отмечают «неопределенность» формулировок новой статьи УК, что может «вызвать значительные трудности при его применении, злоупотребления и нарушения прав граждан». А правительство предлагает наделить правом возбуждать и расследовать уголовные дела такого рода сотрудников МВД, то есть пустить козла в огород...
В понедельник было решено первое чтение провести поскорее, а потом переписать текст, постаравшись минимизировать возможные негативные последствия. Ведь на прошлой неделе президент, при каждом удобном случае демонстрирующий свою решительность, пригрозил «принять организационные решения» в случае «сомнений или, упаси Бог, затяжки» с голосованием. Конечно, президент депутатам по Конституции — не начальник и какие такие «организационные решения» он может принять в отношении парламента — непонятно, но кто его теперь, после 24 сентября, знает...