Чудно все-таки устроено государственное управление в современной России.
Сколько бы национальный лидер Владимир Путин в предвыборной статье не декларировал, что «ставку в перевооружении армии мы будем делать именно на российский ОПК», сколько бы отвечающий за ОПК вице-премьер Дмитрий Рогозин не одергивал рассуждающих о плохом качестве отечественной продукции генералов, а в Минобороны все равно твердо и без лишних слов гнут свою линию. Так, недавно на сайте госзакупок военное ведомство разместило заказ на покупку 45 вертолетов. Требования к продукции составлены таким образом, что становится ясно: аукцион выиграет европейский производитель.
Заявки на участие в открытом аукционе на поставку легких универсальных (многоцелевых) вертолетов в количестве 15 однодвигательных и 30 двухдвигательных принимаются до 11 марта. Само проведение аукциона назначено на 19-е число того же месяца. Сумма контракта — 6 606 194 970 рублей — по 110,7 миллионов за однодвигательные и 164,9 миллионов за двухдвигательные.
Формально вертолеты предназначаются для фельдъегерской и почтовой связи, обеспечения управления войсками, транспортировки грузов, служебных перевозок личного состава Минобороны. Вертолеты должны решать задачи по предназначению днем и ночью в простых метеоусловиях, без воздействия средств поражения противника и в ожидаемых условиях эксплуатации. Основными объектом перевозок будет личный состав Минобороны РФ в количестве до 4 человек.
За этой формулировкой легко угадать реальное назначение вертолетов — перевозка первых лиц министерства в привычной для них представительской атмосфере. А то ведь сейчас как обстоит дело: прилетает серьезный человек куда-нибудь на учения, и тут ему либо по бетонной дороге километров пятьдесят пылить через полполигона, либо лететь на каком-нибудь «Ми-8» сомнительного комфорта и надежности.
Момент это серьезный, все-таки солидным людям с генеральскими пропорциями неприлично летать на тех же «вертушках», какие пушечное мясо к фронту возят. Так что целесообразность заказа очевидна. Но вот одна вещь в извещении о тендере вызывает тревогу. Все 45 машин должны быть доставлены в центр армейской авиации ВВС в Торжке не позднее 25 ноября сего года. Построить такое количество требуемой техники в такой короткий срок одному подрядчику практически невозможно. И уж точно это не под силу отечественному вертолетостроению — нет соответствующих производственных мощностей. По всей видимости, машины будут родом не из России, и, скорее всего, они уже построены.
Независимые специалисты и просто въедливые блоггеры уже успели изучить подписанные главкомом ВВС Александром Зелиным технические требования к машинам и пришли к выводу: похоже, имеются в виду однодвигательные AS350 и двухдвигательные AS355 (или их модернизированные версии) компании Eurocopter, входящей в Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS). То есть франко-германская компания получит заказ на 6,6 миллиардов рублей. Конечно, памятуя о 23 триллионах, которые предстоит освоить Минобороны в ближайшие 8 лет, это капля в море. И тем не менее эти деньги вполне могли бы помочь стимулировать российскую экономику.
В своей программной статье Владимир Путин пишет: «Именно исследования и опытные разработки для «обороны», получающие мощное и устойчивое государственное финансирование, позволяют довести до реализации многие прорывные технологии, которые в гражданском секторе просто не прошли бы «порога рентабельности». Затем они — уже в готовом виде — осваиваются и приспосабливаются гражданским сектором». И чуть ниже: «Огромные ресурсы, вложенные в обновление ОПК, в перевооружение Армии, должны служить мотором для модернизации всей экономики». И с поражающей воображение синхронностью Министерство обороны делает ровно противоположное — плюет на отечественное производство и всякую там экономику.
Понятно, когда высокопоставленные чиновники ездят на представительских немецких машинах. «Волгу» или «девятку» до того же уровня довести невозможно. Но уж вертолеты у нас точно летают не хуже. Есть однодвигательные «Ми-34» и «Актай», есть двухдвигательные «Ка-62», «Ка-226» и «Ансат». Возможно, эти машины чем-то (например, отделкой или звукоизоляцией) не устраивают военных или попросту еще слишком «сырые». Но ведь это явно не вопрос жизни и смерти, не какой-то страшный технологический секрет производителей из стран НАТО. Не бронированная капсула для экипажа основных танков и не минная защита на бронеавтомобилях.
Вполне реально довести одну из моделей до нужного уровня, наладить производство на государственные инвестиции, обеспечить родное Минобороны, а потом выйти с товаром на международный рынок. Да, это займет какое-то время, но ведь генералы и так долгие годы выживали без таких вертолетов — на благо родины смогут потерпеть еще год-другой. В свете всего написанного Владимиром Путиным очень хочется верить, что так оно и случится.