30 сентября в России начнется осенний призыв. У молодых людей и их родителей это событие вызывает буквально генетический ужас.
Еще бы это было не так! Складывавшееся годами мнение о том, что армия — это дедовщина, идиотские наряды типа покраски травы, чистка унитазов зубной щеткой, голод и бесправие, уже превратилось в аксиому. И перемен замечать никто не хочет.
А между тем армия стремительно меняется. Она совсем не та, что была еще пару-тройку лет назад. Сегодня на полный аутсорсинг переведены уже около 50% всех частей. А это значит, что здесь солдаты занимаются только военным делом. Мыть полы, убирать плац и туалеты, стирать, готовить и так далее им уже не приходится.
Накануне призыва «МК» сделал краткий обзор изменений в Вооруженных силах, которые произошли за последнее время.
Раньше все жизнеобеспечение армии лежало на ее же плечах. Встретить в части солдата с лопатой или метлой было обычным делом. Каких только нарядов не было!
Летом целыми ротами солдатики отправлялись «на картошку» или на уборку других овощей. А как же: кушать что-то надо будет зимой. С приходом холодов одних отправляли в котельные на истопные работы, других — с лопатой чистить от снега территорию части. Чуть проглянули теплые деньки — солдатик уже «в позе»: согнувшись в три погибели, красит бордюры и заборы. Осенью — листва, которую надо выметать... И так два года — на приобретение воинских навыков времени оставалось не так много. Не зря армию назвали «школой жизни», а не военной школой, что было бы куда логичнее.
Теперь же решили: все, хватит. И в армию пришел аутсорсинг. Теперь делать всю «унизительную» работу — мыть полы, убирать плац и туалеты, стирать, готовить — будут не сами солдаты, а «специально обученные люди» — уборщицы, дворники, прачки, повара. Все они — люди гражданские, из коммерческих организаций. А Минобороны им за это будет платить зарплату.
— Срок службы сократился вдвое, и чтобы солдат за это время смог научиться всему, чему положено, Минобороны сняло с него все непрофильные функции, — поясняет член президиума Общественного совета при Минобороны России Игорь Коротченко. — Смысл аутсорсинга — солдат должен заниматься только военным делом. Сегодня на полный аутсорсинг переведены около 50% всех частей. Стопроцентно перевести на него армию планируется к весне 2012 года.
Что же это дало армии?
Питание стало лучше.
— Поскольку пищу теперь готовят профессиональные повара, то это положительно сказалось на ее качестве, — утверждает Игорь Коротченко. — Увеличилось и количество пищи — те, кто ее готовят, работают в коммерческих организациях, где, как правило, очень хорошо налажен контроль.
Иными словами, повара перестали воровать у солдат. Более того, есть конкуренция среди сторонних организаций, занимающихся вопросами организации питания. В результате чего и сами столовые стали намного лучше обустроены, поскольку этим занимаются профессионалы, зачастую привлеченные из ресторанного дела. В столовых появились красивые скатерти, салфетки, нормальные приборы и сервировка.
Подготовка солдата улучшилась, а неуставные отношения пошли на спад.
— Все свое время солдат посвящает обучению и физподготовке (кстати, теперь в части помимо формы солдату выдают и спортивный костюм), — разъясняет Коротченко. — Нагрузки такие, что вечером он приходит в казарму, что называется, без задних ног. Мало того что он свою энергию оставил в спортзале — у него просто времени на «неуставные» не остается, ведь с утра снова нужно быть полным сил.
Но введение аутсорсинга в армии — это всего лишь часть перемен. Есть и другие. Некоторые из них можно с полным правом назвать революционными.
Мобильники.
— Минобороны разрешило военнослужащим срочной службы пользоваться мобильными телефонами, — разъясняет Игорь Коротченко. — Некоторые переносят разлуку с близкими очень тяжело, кому-то трудно в первые дни службы привыкнуть к переменам в жизни. Связь с домом очень важна для таких солдат, они, например, могут посоветоваться с родными в сложной ситуации.
Конечно же, речь не идет о том, что мобильником солдат может пользоваться в любое время. В каждой части для этого определено специальное время, и нарушать порядок нельзя. Но запретить общение с домом командир не имеет права.
|
||
фото: PhotoXPress |
Контроль солдатских матерей.
— Имеются в виду не правозащитные организации, а настоящие мамы солдат, — поясняет Коротченко. — Теперь при частях создаются родительские комитеты, которые имеют право видеть все, что происходит в части, а другие родители через них могут узнавать о своих детях — как им служится, как их кормят, какие проблемы. И, соответственно, могут решать их.
Еще одно нововведение, которое начало действовать с прошлого призыва: родителям или другим родственникам можно сопроводить новобранцев до места службы.
— Родителей призывников часто очень волнует именно дорога: в СМИ не раз писали про разные случаи, когда по дороге новобранцы заболевали воспалением легких или когда в поезде случались конфликты и прочее. Поэтому военные дали родителям возможность сопроводить своих сыновей прямо до части, где они заодно могут посмотреть и место, где предстоит служить, — рассказывает председатель Совета родителей военнослужащих России Галина Шалдикова. — Законодательно этот механизм не отрегулирован, но у нашего совета уже есть хороший опыт в этом направлении, и мы не встречаем преград, а, напротив, как военные комиссариаты, так и командиры частей идут нам навстречу. Если кто-то имеет желание сопроводить своих детей к месту службы, свяжитесь с нашим советом, и мы вам в этом поможем.
Правда, на деле мы столкнулись с тем, что реально из сотни изъявивших желание ехать делают это единицы. Поэтому просим взвесить свои желания и возможности, поскольку на согласование уходят и силы, и время.
Самоволки — в прошлом.
Теперь в этом нет никакой необходимости: у солдата появилось два законных выходных — в субботу и воскресенье, в которые он может пойти в увольнение. Кстати, теперь в увольнение ходят в гражданской одежде.
Многие родители пользуются таким нововведением и, если часть расположена неподалеку от дома, забирают свое чадо на побывку. Другие по возможности приезжают к месту службы сына и селятся рядом с частью в гостинице или в квартире, чтобы забрать его на выходные и вместе провести время. Рядом с частями теперь нередко можно увидеть бабулек, предлагающих свое жилище для таких встреч по сходной цене.
Солдат спит — служба идет.
Часовой сон после обеда — теперь обязательное мероприятие в армии. Медики считают, что солдату необходимо восстановить свои силы после утренних занятий, чтобы вечерние были не менее плодотворны. Солдатам это нововведение пришлось ну очень по вкусу!
Отпуск раз в год — «все как у людей!».
— Отпуск солдату, несмотря на сокращенный срок службы, все равно предоставляется один раз, если у военнослужащего нет нареканий со стороны командиров, — утверждает Игорь Коротченко.
Кто защитит защитника Родины.
— Теперь на базе Рязанского военного училища готовятся профессиональные сержанты, — рассказывает о нововведении Игорь Коротченко. — Смысл этого шага в том, чтобы с солдатами круглосуточно находился человек подготовленный, более старший, прошедший специальный курс, который не будет на них ни за что отыгрываться, будет за это получать зарплату. Такой сегмент, как ожидается, сможет блокировать негативные проявления — например, внедрение среди новобранцев различных маргинальных мировоззрений, с которыми приходят некоторые представители «улицы».
Призывники должны знать: теперь в каждой части обязательно есть стенд, где размещена информация о том, куда может обратиться солдат в случае нарушения его прав. Среди прочего — номер Главной военной прокуратуры (этот номер нелишне заранее узнать и записать, а лучше и запомнить).
— Основная идея гуманизации армии — чтобы солдат оставался полноправным гражданином, имеющим возможность реализовывать свои конституционные права, — поясняет эту ветвь реформы армии Игорь Коротченко.
В самой армии цель этой задачи формулируют так: «У солдата теперь должна быть только одна жалоба — на короткий срок службы!»