Итоги летнего туристического сезона | Куба победила Египет

Закончилось лето, а вместе с ним поубавилось клиентов в турфирмах. Операторы подводят итоги сезона. 

Каким было лето “после кризиса”? Какие курорты чаще всего выбирали россияне в первом полугодии 2011-го? И куда еще можно успеть? Об этом узнал “Турклуб”.

Граждан, которые могут позволить себе отдых за границей, в России по-прежнему немного — 5–6%. Но и они умудряются кормить тысячи турфирм, да еще и тратить в поездках миллионы долларов. По данным международной платежной системы, в прошлом году россияне, расплачиваясь банковскими картами, оставили в поездках более $5,8 млрд., что на 36% больше, чем в кризисный год.

Но не зря туризм называют самым непредсказуемым бизнесом. Только турфирмы приготовились стричь купоны, ведь россияне снова вроде были готовы тратить деньги на отдых, как их настигло горькое разочарование. Сначала военные волнения и перевороты на Ближнем Востоке, потом нападение акул в Египте, ЧП с нашими туристами в Турции и прочая. В итоге желающих выехать за границу стало меньше, чем прошлым летом. Да и общие показатели тоже не радуют туроператоров — если в первом полугодии 2010-го рост выездного турпотока составил 42,7%, за тот же период нынешнего — всего 11,8%.

А вот по данным RATA и Росстата, за первое полугодие 2011-го россияне совершили 6069,7 тыс. поездок на отдых за рубеж, это почти на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почему такая нестыковка? Подавляющее большинство популярных направлений показали положительную динамику, но при этом стало больше самостоятельных путешественников. Это туристическим компаниям, конечно же, не на руку. К огорчению бизнесменов, и самые популярные Турция и Египет этим летом не принесли ожидаемых дивидендов. Лидером по увеличению турпотока стала... Куба. Этим летом она прибавила в весе почти на 106%.

Куба победила Египет

Фото: Александр Астафьев.

— Немало туристов едет на Кубу самостоятельно, ведь туда можно просто купить билет, напрямую забронировать отель, а то и решить вопрос с размещением прямо на месте, — поясняет PR-директор турагентства Марина Макаркова. — Поэтому, думаем, направление будет расти и во второй половине года, хотя без провальных дат дело не обойдется — например, в конце ноября и в декабре.

На втором месте по показателю роста — Швеция: плюс 91%. Чуть отстает от нее соседняя Норвегия, занимающая четвертое место, с ростом 76,7%. В этом году туристические офисы этих стран хорошо поработали, да и операторы активно продвигали эти направления.

— Рост по этим странам есть, но не столь заметный, — говорит заместитель гендиректора ТО Алексей Петров, — видимо, такие цифры «сделали» самостоятельные туристы, прошедшие мимо турфирм. Потому что сами норвежцы называют прирост всего лишь на 20%, а по нашей компании увеличение продаж составляет примерно 15%. По Швеции — не больше 20%.

Любимое россиянами зимнее направление — Таиланд — этим летом тоже показало отличный результат, оно оказалось на третьем месте по показателям роста — плюс 87%.

— Это произошло за счет того, что основные игроки направления поставили полетные программы из более 20 городов России, — говорит Марина Макаркова, — кроме того, у этой страны всегда устойчивый рост, несмотря ни на какие кризисы и перевороты. И происходит это в основном за счет региональных программ.

На пятом месте Испания — плюс 76,3%. По поводу этой страны мнения туроператоров разделились. Они с фактом роста согласны, но не в таком объеме.

— Да, поток на Испанию вырос, но, по нашим данным, на 40–50%. В основном за счет увеличения перевозки из регионов, которая в этом году сильно избыточна, — говорит Владимир Воробьев.

Кроме того, Испанию часто предпочитали Египту, Тунису и Марокко. Еще сработал и выход на испанский рынок туроператоров, которые всегда своим основным направлением делали Турцию. Эти компании пустили самолеты из регионов, существенно снизив этим цены на путевки. В результате демпинга пострадали фирмы, традиционно занимавшиеся Испанией, но, как всегда в таких случаях, выиграли туристы.

Еще одним бонусом при выборе Испании стала гарантированная полугодовая мультивиза, которую испанцы выдают всем туристам.

Кстати, демпинг в этом году зафиксирован на многих направлениях.

Греция не стала исключением. И в основном благодаря низким ценам показала хороший прирост — 75,5% (на шестом месте).

— Не только цены, но и крайне благоприятный визовый режим сделали Грецию привлекательной для отдыха, — говорит генеральный директор компании Александр Цандекиди. — Хотя нас такие цены не порадовали. Стоимость туров упала на 20%, а то и на 30% по сравнению с прошлым годом. Хотя мы думали, что ниже уже некуда.

Дело опять в демпинге. Туроператоры поставили очень много перевозки при мало изменившемся объеме «наземки». Так что, несмотря на появление новых греческих направлений и курортов, цены поднять не удалось.

Неожиданный спрос на Доминикану (7-е место, плюс 65,4%), по мнению экспертов, вызван модой на карибские направления. К тому же наши туристы наконец-то «распробовали» эту страну: если раньше в Доминикане продавались исключительно дорогие пять звезд, сейчас часто спрашивают и отели 4 звезды.

Германия, к удивлению туроператоров, оказалась на восьмом месте (плюс 52,2%).

По их словам, никакого ажиотажа вокруг этого направления они не заметили. Многие туристы бронируют отели в этой стране самостоятельно, но не на 50% больше. Так что эти цифры вызвали у специалистов большое удивление.

По поводу Австрии (рост на 43,6%) игроки рынка тоже высказались скептически:

— Да, рост есть, но он существенно ниже, чем в приведенных данных. И если судить по количеству перевозки, которая осталась в основном на уровне прошлого года, то рост просто не может быть таким большим, даже учитывая самостоятельных туристов, которые все бронируют в Интернете.

Замыкает десятку самых подросших в первом полугодии направлений Кипр — плюс 42,7%.

— Этим летом на кипрское направление вышел новый туроператор, который поставил много региональных программ, — заметила Ирина Петрова. — Да и в целом направление на подъеме, ведь там нет забастовок, акул, переворотов и цунами. Тогда как во многих других странах стабильности не было. К тому же с этого года на острове появилось много отелей all inclusive, так любимых россиянами.

А вот «новое Подмосковье» — Турция — не вошло в десятку лидеров, прибавив в первом полугодии только 22,6%.

Изменили Египту с Турцией

В списке стран, не оправдавших надежды туроператоров, оказался и горячо любимый когда-то Египет. Он потерял за полгода 60,5% турпотока. Военный переворот откинул страну в самый низ рейтинга.

— За направление особенно обидно, потому что в первой половине 2009 и в 2010 году в результате упорнейшей борьбы Египту удавалось «съесть» Турцию и занимать верхнюю строчку в списке самых популярных стран. Теперь ему фактически придется начинать все сначала, — говорит Марина Макаркова.

Тунис потерял 40% по тем же причинам, что и Египет. Под эту же «ближневосточную раздачу» попала Иордания — минус 24%. Хотя у этой страны есть и другие проблемы, связанные, в частности, с неудачей чартерных программ.


фото: Геннадий Черкасов

Ну и Япония, потерявшая 52% российского турпотока по причинам, от нее не зависящим: землетрясение, цунами, «Фукусима-1».

Есть в списке «лузеров» Росстата и Литва. Но специалисты с этими данными не согласны.

— Количество выехавших из России в Литву по частным приглашениям за полгода увеличилось на 13,8%, а турпоток, если верить представленным данным, снизился аж на 53%, — говорит пресс-секретарь Российского союза туроператоров Ирина Тюрина. — Росстат обещал нам уточнить, откуда взялась такая цифра.

В целом же статистика не радует экспертов.

— Большинство экспертов, говоря о причинах роста направлений, упоминают либо самостоятельных путешественников, либо демпинг или избыточную перевозку, что примерно одно и то же. А это симптомы тревожные, — считает Ирина Тюрина. — Это означает, что турбизнес в лучшем случае работает на грани рентабельности. Про худшее даже говорить не будем. Эта тенденция сохранялась до конца лета, а значит, и осень и зима могут стать еще одним тяжелым испытанием для слабого туристического рынка.

— Значит ли это, что вслед за закрытием «Лужники трэвел» и «Скайтур» вскоре можно ожидать новых банкротств?

— Безусловно.

ЗАВТРАК ТУРИСТА

ВИЗОВЫЕ ЦЕНТРЫ ПЕРЕЕЗЖАЮТ, А АНКЕТЫ СТАНОВЯТСЯ ДЛИННЕЕ

Нидерланды и Бельгия. Бумаги для поездки в эти страны уже надо нести по новому адресу — визовый центр переехал на днях, 29 августа. Теперь он расположен на ул. Щипок, д. 11, стр. 1 (ст. м. «Добрынинская», «Серпуховская», «Павелецкая»).

Болгария и Чехия. Переезд болгарского визового центра тоже был запланирован на 29 августа, но по техническим причинам его перенесли на 12 сентября 2011 года. Пока же документы принимают на прежнем месте: улица Тимура Фрунзе, дом 11, корп. 7 (ст. м. «Парк культуры»).

С 12 сентября визовый центр Болгарии будет расположен на Сущевском Валу, дом 31 (ст. м. «Савеловская» или «Марьина роща»). Еще одна новость: визовый центр на Сущевском Валу будет объединенным, в нем станут принимать документы на визу не только в Болгарию, но и в Чехию.

Пока же желающих поехать в Чехию ждут по прежнему адресу — ул. Маленковская, дом 32, корп. 2 (ст. м. «Сокольники»).

Дания и Исландия. 26 сентября датский визовый центр начнет работу в новом помещении: ул. Щипок, д. 11, стр. 1 (станции метро «Серпуховская», «Добрынинская», «Павелецкая»). Через визовый центр и посольство Дании в Москве оформляют также визы в Исландию. До этого дня желающие поехать в гости к Андерсену или к исландским вулканам должны обращаться по старому адресу: ул. Дубининская, д. 35 (ст. м. «Павелецкая» или «Серпуховская»).

Мальта. 26 сентября 2011 года мальтийский визовый центр переезжает с Дубининской на ул. Щипок, 11, стр. 1.

Напомним, что визовые центры принимают документы от путешественников, передают их в консульство и выдают паспорта с готовыми штампами. По сути они являются посредниками между консульством и туристами. Решение о выдаче принимают не центры, а дипломаты.

Тем временем визовая анкета в Китай стала длиннее в два раза. В частности, в новой анкете расширен раздел о местопребывании заявителя в Китае. Если прежде требовалось лишь перечислить «места посещения в Китае (провинция, город или уезд)», то теперь нужно не только указать населенный пункт, но и написать адреса и телефоны мест пребывания. Также появились вопросы о том, кто оплачивает поездку, и о страховке: необходимо указать номер полиса и название страховой компании. Целый блок добавлен в разделе 3 («Сведения о семье, работе или учебе»). В пункте 3.6 теперь следует указывать фамилии и имена родственников (муж, жена, дети), их гражданство, профессию, степень родства. Появился пункт 3.7 — «контактное лицо при чрезвычайном происшествии». Новым является вопрос (п. 4.2) о поездках в другие страны в течение 12 месяцев. Зато убран вопрос о наличии судимости в Китае или других странах. Кроме того, раздел о состоянии здоровья стал более кратким: исключена масса заболеваний, и в нем остались только тяжелые психические недуги, открытая форма туберкулеза и другие заразные болезни. Одновременно в анкете появился пункт о посещении соискателем за последний месяц стран, где свирепствуют заразные болезни.

Изменился заключительный пункт анкеты — «заполнение анкеты другими лицами». Теперь нужно указать не только имя, телефон и адрес заполнившего анкету за заявителя и степень отношений его к заявителю (например, родственник или менеджер турфирмы), но и тип/номер документа, удостоверяющего личность заполнившего анкету.

Марина Великанова, Московский Комсомолец
Tеги: Мир, Россия