Компании сообщили о начале переговоров. Британская нефтегазовая компания ВР сообщила о начале переговоров с «Роснефтью» о продаже своей доли в холдинге ТНК-ВР.
Эксперты рынка в целом позитивно встретили эту новость, отмечая, что российская госкомпания доказала свой опыт и квалификацию для управления крупными активами и готовность к их расширению. Если предполагаемая сделка состоится, она дополнит существующий портфель активов «Роснефти» и создаст добавленную стоимость для акционеров.
По информации «Русской службы BBC», доля в ТНК-BP — это актив, на который приходится треть добычи BP нефти в мире. «Продавать его британская компания отказывалась даже тогда, когда ей срочно нужны были средства, чтобы расплатиться за последствия разлива нефти в Мексиканском заливе, — отмечает издание. — Как отмечают эксперты, для BP важно обменяться акциями с „Роснефтью“, поскольку она хочет напрямую участвовать в российских проектах — не только в Арктике, но и в Восточной Сибири; в свою очередь „Роснефть“, получив долю в иностранной компании, может войти в зарубежные проекты».
Кроме того, сделка может создать уникальный прецедент по совмещению экономических возможностей в сфере добычи, переработки и транспортировки внутри одного крупнейшего игрока. Инфраструктура «Роснефти» и производственные мощности ТНК-ВР обещают эффективный симбиоз, гарантирующий лидерство на рынке.
Тем более что британцы уже сейчас достаточно активно используют инфраструктуру газоперерабатывающих производств «Роснефти» в некоторых российских регионах. И очевидно, что дальнейшее совместное развитие инфраструктуры позволит снизить затраты при транспортировке и переработке газа, а в нефтедобыче кооперация позволит по-новому использовать ресурсный потенциал нефтеносных областей России.
Вот только самые актуальные проекты, которые в ближайшее время можно реализовать в рамках российско-британского сотрудничества. Например, потенциал Ванкорского месторождения позволит наиболее оптимально решить вопросы материально-технического обеспечения, доставки персонала и привлечения квалифицированных подрядных организаций. Решится и вопрос утилизации попутного нефтяного газа Сузунского и Тагульского месторождений, а также ускорится их ввод в промышленную эксплуатацию. Еще объединение усилий позволит снизить расходы на освоение и ускорить ввод в эксплуатацию Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений, расположенных на территории Эвенкии в Красноярском крае.
Наконец, использование инфраструктуры и логистики Верхнечонского месторождения снизит расходы на освоение и ускорит ввод недавно открытых месторождений на лицензионных участках «Роснефти» в Иркутской области.
Впрочем, планируемая сделка — это не только выгодный для обеих сторон коммерческий союз, но и объективное отражение тенденций рынка. Для российской госкомпании интерес британцев означает признание на мировом уровне высоких деловых и репутационных качеств потенциального партнера.
«Роснефть» и ТНК-ВР уже являются полноправными участниками Национального нефтяного консорциума совместно с государственной нефтяной компанией Венесуэлы PDVSA проекта по разработке новых месторождений сверхтяжелой нефти. Так что опыт сотрудничества имеется.
Но что слияние гигантов может дать собственно России? В первую очередь — рост объема нефтегазовой добычи и разведки недр в Восточной Сибири. Например, Сузунское и Тагульское месторождения на ранней стадии освоения, до которых ранее у ТНК-ВР не «доходили руки», при сложении с транспортными возможностями «Роснефти» превратятся в мощнейшие центры нефтедобычи ЯНАО, а работы на Куюмбинском месторождении возможно будет синхронизировать с работами на Юрубчено-Тахомском месторождении «Роснефти». В итоге это может привести к развитию территорий деятельности «Роснефти» и ТНК-BP, к новым бюджетным поступлениям и выведет российскую компанию в число неоспоримых лидеров отрасли, с которой уже никто не сможет конкурировать.