О долларе бедном замолвите слово

«МК» продолжает обсуждение поистине общенародной темы о запрете долларовых счетов и наличности. Предложение верного жириновца Михаила Дегтярева не только крайне популяризировало его личность, но и дало возможность еще раз задуматься, так ли «страшен черт, как его малюют». В стране, до такой степени зависящей от экспорта и импорта, запрет хождения доллара будет означать «железный занавес», социальную катастрофу и даже революцию. Но неужели так плохи дела мировой валюты? Неужели так потускнел имидж Америки как хранителя глобальной финансовой стабильности?

Как будто бы нет: в субботу, 9 ноября 2013 г., в 11.00 по времени Восточного побережья, на верфи в Ньюпорт Ньюс состоялась церемония крестин авианосца «Джеральд Форд», головного корабля нового проекта, идущего на смену «Нимицам». Крестной матерью CVN 78 стала Сьюзен Форд Бейлс: именно дочь 38-го президента Соединенных Штатов разбила бутылку американского игристого вина о стальной нос новорожденного гиганта.

Это значит, что в ближайшие полвека о судьбе доллара и мира не стоит беспокоиться! Ибо именно на такой срок службы рассчитаны эти корабли. Кстати, «Джеральд Форд» вместе с авиакрылом обойдется в 13,5 миллиарда долларов! Менее одного процента американского государственного долга, судьбой которого озабочен весь мир. В связи с чем хочу разочаровать многих, предвкушающих скорый крах Америки. Не дождетесь!

В какой валюте ужасный американский долг?

На днях Нобелевскую премию по физике вручили самому Хиггсу — за открытие бозона его имени, который он давно предсказал. На самом деле, конечно, важен не столько бозон, сколько поле Хиггса, в которое погружено все остальное вещество. Именно это поле придает всем элементарным частицам массу! То есть делает мир таким, каким мы его видим. То же самое и с долларом. Эта зеленая бумажка играет роль бозона, переносчика поля, в котором живет весь финансовый мир, вся мировая экономика. Сие универсальное поле придает смысл и массу всем иным валютам. Если деньги — в полном соответствии с Марксом — есть всеобщая мера стоимости, всеобщий эквивалент, то доллар есть универсальное мерило цены всех денег! На островах Полинезии он вытеснил даже раковины каури! Но что же это за поле, победно разносимое долларом по всему миру? Это американский внешний долг. Он растет — и мир волнуется. Последний раз его потолок повысили 16 октября. До 17 триллионов долларов. Какой ужас! Ведь он уже превышает ВВП США!

А ужас ли? Да, в России любят поговорить о том, что весь мир кредитует Америку, покупая зеленую бумагу. О том, что скоро ею будут обклеивать сараи, что возмущенные народы рано или поздно проснутся и установят новый мир, справедливый и прекрасный. И тут, не говоря уже о колоссальных потерях, которые ждут Россию в этом случае, стоит задаться вопросом: каков же будет этот сияющий мир? Нам уже не раз обещали светлое будущее, но благими намерениями вымощена дорога в ад. Так ли страшен американский долг? Его потолок повышали уже 79 раз — и мир не рухнул. И не рухнет. Хотя бы потому, что, между прочим, согласно 14-й поправке Конституции США («Правомерность государственного долга Соединенных Штатов, санкционированного законом… не ставится под сомнение»), президент может издать указ о повышении потолка без разрешения Конгресса. Иными словами, в октябре на Капитолии всего лишь разыгрывали политическое шоу и сводились межпартийные и внутрипартийные счеты.

Как известно, внешний долг Америки представляет собой долларовые активы иных стран и ценные бумаги, купленные ими, то есть гособлигации, акции и другие активы, которые дают надежный доход в виде процентов и дивидендов. У США высокие оценки кредитоспособности. Рейтинговое агентство Fitch, почтенная фирма, беспощадно снижающая рейтинги даже таких держав, как Франция, в случае с США лишь деликатно намекнула на возможные санкции. Отлично понимая, что они невозможны. Обратите внимание на важный, но не всем почему-то очевидный нюанс: долги США номинированы в долларах США и потому не имеют кредитного риска. Федеральная резервная система всегда может рассчитаться с кредиторами, напечатав столько долларов, столько требуется. Что и бесит многих. Однако и Россия в лице ее финансовых институтов, и ее олигархи очень ценят эту зеленую бумагу, которой коварные янки морочат мир!

Но они не морочат. Они его спасли — и сформировали. Во всяком случае, мир западный. Бреттон-Вудская система, создавшая МВФ, последовавший за этим план Маршалла — все это были инструменты возрождения разрушенной войной Европы, и естественно, что доллар стал мировой валютой. Вспомните, кстати, с каким трудом решалась эта проблема в советской сфере влияния, как поздно появился т.н. переводной рубль, вполне, надо сказать, неэффективный и выморочный! МВФ кредитовал страны, переживавшие дефицит платежного баланса, и они должны были установить номинальную стоимость своей валюты в долларах или в золоте, что было одно и то же — США гарантировали золотое покрытие доллара.

Мера — главное

Америка практически бескорыстно, щедро кредитуя под низкие проценты, подняла Европу из руин, вскармливая на свою голову конкурента — капитализм ведь беспощаден, не так ли? И, казалось бы, с усилением европейской экономики значение доллара должно было упасть. Но этого не произошло. Наоборот, в 1971 г. Ричард Никсон аннулировал Бреттон-Вудс!

США тогда совершили настоящую финансовую революцию, вторую после введения бумажных ассигнаций во Франции в начале XIX века. Они отменили золотой стандарт! Немногие могут оценить всю важность этого шага. «Метрон аристон», — говаривали эллины, мир всегда стремился к эталону, он всегда искал меру всему, и уж что-что, а классическое золото казалось незыблемым фундаментом финансовой стабильности. Но только казалось. После решительного шага США мир снова не рухнул в пропасть — доллар успешно заменил золото, став всеобщим эквивалентом. Оно с тех пор осталось лишь в функции тезауруса и ценного ювелирно-технического металла. Конечно, такое положение чрезвычайно выгодно Америке и не всем нравится за ее пределами. Однако тут, как и в случае с демократией, можно возмущаться недостатками сложившейся мировой финансовой системы, но предложить взамен нечего. Ибо все остальное хуже!

Что и показала практика введения евро. Да, часть рисков, как казалось финансистам, удалось снизить, диверсифицировав валютные резервы, но появились новые риски. Вспомните, с каким злорадством российские эксперты предрекали недавно скорый крах евро! Его, к счастью, не произошло, евро снова растет, но осадок остался — и от опасений за устойчивость второй мировой валюты, и от профессионализма «экспертов», веселящихся в предвкушении крушения одного из столпов мировой финансовой системы. Неужели они не знают о доле евро в российских валютных закромах? В январе 2013 года, когда резервы были максимальными за всю историю, их структура имела следующий вид: 46% — доллары США, 40,5% — евро, около 9% — фунты стерлингов, 3% — канадский доллар, 2% — австралийский.

О чем это говорит? Не о чрезмерной ли (чрезмерно рискованной) идеологизации российских формирователей валютного резерва? Надеюсь, не Путин определяет их взгляды на содержимое закромов родины. Потому что потери в случае краха евро были бы сокрушительными. Антиамериканизм дорого обошелся бы России! Он мог обернуться разорением. Обратите внимание, общая структура мировых валютных резервов гораздо более солидна и взвешенна: доля доллара в 2011 году составляла 62,1% против 25% евро.

Возможен ли мировой рубль или юань?

А теперь серия почему и потому. Почему растет внешний долг США? Потому что бюджет дефицитен? Да, поэтому. Однако у кого он профицитен? У России, что ли? Но также и потому еще растет американский долг, что у других стран имеется стойкое желание покупать американские облигации, акции и доллары. Почему же у них оно есть? Да потому, что они заинтересованы в стабильности мировой финансовой системы. И еще потому, что американские ценные бумаги выгодны, они дают гарантированный доход. Почему он гарантирован? Потому что Standard & Poors, Moody’s, Fitch и прочие рейтинговые агентства высоко оценивают степень надежности экономики и доллара США, что позволяет американцам спокойно выплачивать по облигациям и акциям полтриллиона долларов в виде процентов!

Возможен ли иной вариант финансового мироздания? Да. Но лишь теоретически. Причем даже в теории не просматривается более «справедливых» систем. Возьмем, к примеру, радикально-революционный. Он самый ужасный: если бы кредиторы США, главные из которых Китай, Япония, да и Россия тоже, вдруг отказались от доллара, это привело бы к невиданному финансовому хаосу и экономическому кризису. По сравнению с ним Великая депрессия показалась бы легким насморком. Причем как раз Америка пострадала бы меньше всего! Ей это было бы даже выгодно — отряхнуть груз долгов и начать все с нуля. Америка — первая экономика мира и, что еще важнее в данном случае, практически самодостаточная, в отличие от России она очень мало зависит от экспорта-импорта.

Или зажмуримся в ужасе и представим себе, что осуществилась бы самая смелая мечта патриотичных российских руководителей и законодателей, что место доллара в качестве ведущей мировой валюты занял… рубль! Вы захотели бы жить в таком мире? Зная мощь российской экономики, надежность российской политической и финансовой системы, уровень ее руководящей и банковской элиты? Вот и мне совершенно не хотелось бы. Господи, спаси и сохрани!

С юанем то же самое. Китай добился впечатляющих успехов, да, но специалистам хорошо известны проблемы его экономики и особенно финансов, его банковской системы. Не говоря уже о прочей китайской специфике. Стань Китай во главе мира — и обиды в американский адрес покажутся детскими! Поэтому доверять юаню лидерство было бы крайне неосмотрительно. Насчет проблем евро не мне вам говорить. Иных кандидатов нет, и даже мощный британский фунт, даже могучий швейцарский франк не годятся на эту роль. Не по Сеньке шапка. Тут нужен истинный Мономах!

И рекламируемый эволюционный путь сомнителен. Все эти БРИКСы, мечты о создании 6–8 сильных валютных зон немногим лучше мирового валютного хаоса, к которому их появление неизбежно и приведет. Ибо гармонизация разновекторных валют и экономик невозможна в принципе. Что убедительно показала историческая практика. Раньше положение спасал золотой стандарт, но сейчас возврат к нему невозможен по многим причинам.

Так ли все плохо?

Вывод однозначен: замены доллару нет, и если деньги — универсальное мерило стоимости, то доллар — универсальное мерило стоимости денег. И мир, отлично это понимая, готов платить США за сию метрологическую услугу скромную долларовую ренту. А некоторые страны, как те же Бермуды, попросту вводят свой доллар, пусть и с портретом королевы, но эквивалентный американскому. Или, не мудрствуя лукаво, пользуются оригиналом.

Да, мир платит Америке, но это означает также платежеспособность мира. А та, в свою очередь, означает рост уровня потребления и уровня жизни населения мира. Не всего, нет, но значительной его части. То есть США по-прежнему ведут планету в будущее — светлое и более-менее справедливое, насколько это возможно! И это хорошо. Потому что изо всех стран Америке доверия более всего. Ее экономическая политика, авторитет ее экономистов и власти вполне позволяют ей быть распорядителем финансов всего мира. А ее экономика по-прежнему номер один, к тому же за ней большая наука, новые технологии и открытия, самая сильная в мире армия и авианосный флот.

Так, пока «Газпром» строил «северные» и «южные» потоки и небоскребы, пока он развлекался, издеваясь над Украиной, американцы развили технологию добычи сланцевого газа, стали независимыми в этой сфере и теперь экспортируют технологии в ту же Украину, лишая Россию последних надежд на имперство. А чтобы ни у кого не возникало сомнений в оправданности американских амбиций — спускают на воду новейшие атомные авианосцы. Поинтересуйтесь ТТХ «Джеральда Форда», они впечатляют! Он войдет в строй флота в начале 2016 года. Это своеобразное, но весомое подтверждение стабильности позиций доллара, так что дефолта США в ближайшие полвека ждать не стоит.

P.S. Пока хоронят доллар. Для переживающих за бедные США: они меняют структуру госдолга и снижают его бремя. Сейчас ценных бумаг на балансе Федеральной резервной системы на $3,56 трлн. Из них государственных долговых на $2,14 трлн, ипотечных — на $1,39 трлн. За год по конец нынешнего октября ФРС выкупила на вторичном рынке гособлигаций на $462,3 млрд, то есть кредитует правительство, финансируя бюджетные дефициты и занимаясь скрытой монетизацией госдолга. Да, имел место кризис, подарок рейганомики, и с 2007 по 2013 гг. госдолг вырос с 65 до 107% ВВП, а объем кредитования минфина со стороны ФРС — с 659–700 млн до $2,1 трлн. Объем вложений ФРС в американские госбумаги вырос с 4,5–5% ВВП до 12–12,5% ВВП.

Но кризисные программы «количественного смягчения», выкуп плохих активов (прежде всего ипотечных) привели к снижению процентных ставок, резко снижена стоимость заимствований, успешно идет принуждение спекулянтов и инвесторов к вложениям и покупке рискованных активов. Удалось снизить процентные ставки по долгосрочным займам! По госбумагам они упали с 3,1–3,2% ВВП в 2005–2007 гг. до 1,4–1,5%. Это означает, что выплаты по процентам уменьшились более чем вдвое. К тому же минфин рефинансирует и замещает ранее взятые краткосрочные займы долгосрочными, пользуясь заниженными процентными ставками. Все к лучшему в этом лучшем из миров, господин член думской фракции ЛДПР Михаил Дегтярев! Не спешите продавать свои доллары, они вам еще пригодятся.