Когда я начинаю жаловаться своим друзьям, что жизнь журналиста тяжела и неказиста, они надо мной смеются.
Они считают, что сидение за компьютером — это развлечение, ведение эфиров — наслаждение, а написание статей для «МК» — это раз плюнуть.
Возможно, они были бы правы, если бы не одно обстоятельство. Вроде бы царь Соломон сказал: «Многие знания — многие печали». Умный был этот царь Соломон, потому что это он про меня.
Конкретно про мои муки, когда я пишу вот эту конкретную статью.
Ведь я решил ее написать, увидев итоги социологического исследования «Левада-Центра», который спросил россиян, есть ли у России враги.
Конечно, тут нужно рисовать синусоиду, но я вам и без синусоиды все опишу.
Россияне массово увидели врагов в 1989 году, и с того времени вражеская синусоида скакнула с 13% до 78% в 2003-м. Далее, с 2008 по 2012 год, она держалась ровно, приблизительно на 70%.
И вдруг в 2013-м резко рванула вверх и теперь достигла тех же 78%.
Представляете, 78% россиян считают, что у их страны есть враги.
Понимаю, что последний всплеск перепуга можно отнести к работе нашего славного зомбоящика, где ежедневно об этих врагах рассказывают.
Рассказывают, что за границей издеваются над нашими усыновленными детьми; что геи хотят развратить всю страну; что «Гринпис» — это пираты; что танцульки «Пусси райот» — это уголовка. А еще рассказывают, что оппозиция — это изменники, а общественные организации — это Госдеп.
И поскольку это говорится каждый день, да еще в прайм-тайм, да еще по госканалам, то создается впечатление, что старуха смерть уже за плечами стоит.
Но ведь это вранье.
Россия — огромная, красивая страна. Да, в ней есть геи, есть не геи, есть агенты, а есть те, кто не агенты. Есть разная оппозиция — системная и несистемная. То есть в России все есть, как в знаменитой Греции. И, как видим, она неплохо живет, Россия. И зачем народу каждый день объяснять, что его хотят погубить, — совершенно непонятно.
Но, оказывается, враги засели не только за морями, главные враги — они тута, как выясняется.
Есть разрушители целостности страны — это враги правящей партии; есть кощунники — это враги РПЦ; есть мигранты — это враги российского трудового народа, они же враги «вымирающего» русского этноса.
Понимаете, то, что я перечислил в этом списке врагов, — на самом деле обычные проблемы, которые решает каждая страна. Она защищается от нелегальной миграции, партии борются за власть, церковь занимается миссионерской деятельностью, расширяя паству.
Но покажите мне еще какую-то страну, где бездарности из-за того, что не могут решить проблемы, переводят их носителей в стан врагов всего народа. То есть заменяют решение проблемы разжиганием народной ненависти.
Это же какими хлыстами нужно бить несчастных граждан, какими же пинками их нужно загонять в окопы, чтобы 78% мирных, спокойных россиян считали, что вокруг них засели враги!
Этот хлыст и пинки, распределяемые «сверху», приводят народ к настоящему психозу. Перепуганные граждане, как когда-то в своей миниатюре шутил Хазанов, истошно выкрикивают: «Пррравильное решение!». В результате, накачавшись телевизионной наркотой, антигейский закон поддерживают 68%, хотя вряд ли они когда-либо видели живого гея; на защиту чувств верующих бросаются 55%, хотя этих оскорблений они никогда не слышали. Но поскольку эти же товарищи любят смотреть в Интернете всякую «клубничку», то ограничения в Интернете нравятся им меньше — 44%.
Однако даже тупая лобовая пропаганда не смогла помочь возненавидеть «иностранных агентов», за которых власть пыталась выдать некоммерческие правозащитные организации. Конечно, их тоже можно крепко возненавидеть, но граждане так и не поняли за что. В результате народная ненависть тут опустилась до 35%, хотя, повторюсь, этот «Госдеп» никто из голосовавших тоже в глаза не видел.
Вот, друзья, я вам перечислил все пункты и проценты, но у меня возник вопрос: а должен ли журналист этим заниматься, должен ли он цитировать степень народной нетерпимости? Может, лучше было бы написать о высоких надоях молока или о «Суперджете». Или рассказать, как чудесно пройдет зимняя Олимпиада в Сочи.
Можно и об этом, но есть проблема. За молоко я плачу, не зная, каковы удои. На «Суперджете» пока не летал. Олимпиада в Сочи еще впереди.
А вот народная окопная ненависть, разжигаемая политиками, — она тут, родная.
Она вокруг и рядом!
Она определяет повестку дня: кому-то дарит тюремные сроки, кого-то выталкивает из страны, кого-то лишает счастливого детства.
Возможно, это какой-то сверхумный замысел — вот так держать народ в вечном тонусе злобы? Может, какой-то умник решил, что если потренироваться в ненависти на «своих», как на кошках, то когда придут «чужие», то их легче будет победить?
Но я не думаю, что наши «умники» такие уж мыслители. Скорее они реализуют простую хитрость: если назначить врага, то не заметят, что ты сам профнепригоден.
Граждане, конечно, иногда сомневаются. Все-таки непросто поверить, что в нашей повальной коррупции виноваты геи; что экономика валится из-за иностранных усыновителей; что дороги так и не построены из-за танцулек «Пусси райот».
Но «умники» делают вид, что не замечают этого, и беспрерывно лгут, чтобы отвлечь от реальных проблем.
В результате мы имеем страну перепуганных граждан, большая часть которых готова ненавидеть по указке.
Пользы от этого — как с козла молока, зато есть стресс, гипертония, повышенный уровень адреналина и беспокойный сон. А это очень вредные симптомы, как говаривал наш Главный санитарный врач Геннадий Онищенко.
Но главное даже не в здоровье, а в том, что перепуганный всегда живет в окопе.
А из окопа и мир виден чуть-чуть, и возможности твои ограничены: чуть высунулся — стукнулся о перекрытие блиндажа; чуть что где-то шелохнулось — думаешь, что стреляют. Хотя на самом деле, скажу я вам, жизнь солнечна, прекрасна и удивительна. И смысл жизни — ею наслаждаться.
Вот такая у нас с вами окопная правда.
Но мне не хочется жить в окопе. А вам?