Без иностранных инвестиций Турция рискует пережить еще один кризис

Вчера руководители профсоюза сообщили, что Турции, возможно, придется столкнуться с острой нехваткой денег в течение ближайших шести месяцев, если правительство не предпримет некоторые срочные меры, чтобы привлечь «горячие деньги» из-за рубежа.

27 марта в Стамбуле председатель Турецкой конфедерации предпринимателей и промышленников (TUSKON) Ризанур Мераль заявил, что в январе этого года отток иностранных инвестиций из Турции составил $3,1 млрд. Ожидается, что еще больше иностранных инвесторов отзовут деньги из турецких банков. «Центральный банк истратил более трети своих чистых резервов, и ситуация усугубляется ... Если они будут продолжать в том же духе, мы увидим в течение следующих шести месяцев, как тают резервы», — пояснил он.

Турция уже почувствовала негативные последствия затяжной внутриполитической напряженности, усугубленной решением Федеральной резервной системы США (ФРС) сократить валютную эмиссию. Большую часть денег ФРС в поисках лучшей доли прибыли направила в страны с развивающейся экономикой, в том числе и в Турцию. Усугубил эту напряженную обстановку ЦБ, который упорно отказывался повышать процентные ставки, чтобы защитить валюту. Это было сделано несмотря на противодействие премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, который был заинтересован в повышении показателей экономического роста в свете приближающихся выборов, принуждая ЦБ тратить свои валютные резервы, чтобы поддержать лиру.

«В январе 2013 года на турецкие рынки было введено $9,5 млрд «горячих денег», и на сегодняшний день ситуация ухудшается. Турция должна восстановить доверие к своим рынкам для привлечения денежных средств, или ситуация грозит катастрофой — экономическим кризисом в течение шести месяцев», — заявил Мераль. Он подчеркнул, что Турция должна увеличить сумму сбережений и сделать переход к реальной экономике, основанной на производстве товаров с высокой добавленной стоимостью. Мераль заявил, что правительство уже проиграло в этой борьбе, наряду с усилиями по минимизации дефицита счёта текущих операций (CAD) и теневой экономики. Мераль также отметил, что лишь 3,5% от общего объема производства Турции включают в себя продукты с высокой добавленной стоимостью, в то время как на развитых рынках этот показатель выше на 20%.

Потребности Турции во внешнем финансировании высоки: по предварительным оценкам они составили $217 млрд в этом году, что в 5 раз больше чистых валютных резервов ЦБ, а это жизненно важно, чтобы иметь возможность кредитоваться на международных рынках капитала по разумным ценам.