Турция стала одной из трех ключевых поставщиков товаров в повседневного спроса в Россию

Импорт товаров повседневного спроса (FMCG-товары) в российский ретейл преобладает в 2022 году из таких стран, как Китай, Узбекистан, Турция, Азербайджан и Южная Корея.

Год назад в списке лидировали, помимо Китая, Бангладеш, Италия, Индонезия и Чехия, говорится в сообщении Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

"В текущем году ретейлеры фиксируют заметные изменения в географии поставок. По сводным данным опроса продовольственных и непродовольственных торговых сетей, входящих в АКОРТ, в пятерку ключевых стран-поставщиков входят Китай, Узбекистан, Турция, Азербайджан и Южная Корея. Год назад в списке лидировали Китай, Бангладеш, Италия, Индонезия и Чехия", - отмечается в сообщении.

Общий объем импорта в продовольственных сетях - членах ассоциации не превышает 9% (за исключением торговой сети "Азбука вкуса", доля импорта которой составляет порядка 40% от всего ассортимента). Основная часть ввозимых товаров приходится на алкогольную продукцию, овощи, фрукты, оливковое масло и ряд непродовольственных обиходных товаров.

Как отмечают ретейлеры, доля Китая в поставках повседневных товаров выросла за последний год в среднем на 10 процентных пунктов, до 70%. Также значительно усилили позиции Узбекистан (доля выросла с 3% до 8%) и Турция (рост доли более чем вдвое, до 5%). Кроме того, ретейлеры фиксируют двукратный рост позиций Южной Кореи в сегменте косметики и бытовой химии - до 2% от импортного ассортимента.

Направления импорта по категориям

В импорте одежды и обуви выросла доля Китая (в среднем до 70% в общем объеме импортных поставок одежды в сетях АКОРТ), Вьетнама (4%), Узбекистана (7%) и Пакистана (3%). Снизилась доля таких стран, как Бангладеш, Франция, Индонезия, Италия, Польша. Китаю принадлежит первенство в категориях игрушек, одежды, обуви, новогодних игрушек, товаров для дома и канцтоваров. Узбекистан поставляет в сети одежду, товары для дома, фрукты и овощи, Турция - овощи, фрукты, кофе, какао, бакалейные товары, текстильные изделия, Азербайджан - фрукты и овощи, Корея - косметику и бытовую химию. Вьетнам и Пакистан - одежду и обувь, фрукты, отмечают в АКОРТ.

В целом доля импорта в общем объеме торговли продовольственными товарами и одеждой снижается: по данным Росстата, доля импортных продовольственных товаров в оптовой торговле в третьем квартале 2022 года снизилась до 18,14% против 19,7% во втором квартале. Доля импорта в торговле текстильными изделиями упала до 36% с 67%, а импорт одежды и обуви снизился до 36,7% с 45,6% во втором квартале текущего года, добавляют в АКОРТ.

Ассоциация компаний розничной торговли создана по инициативе ряда торговых сетей в 2001 году. В настоящее время АКОРТ объединяет 26 крупнейших компаний, суммарно занимающих более 30% рынка розничной торговли России: X5 Group, "Магнит", "Лента", "М.Видео-Эльдорадо", "Спортмастер", Metro Cash & Carry, "Ашан", "Леруа Мерлен", "Детский мир", "Снежная королева" и другие.