Правительство Турции выплатило частным компаниям 6,9 млрд турецких лир (215,4 млн долларов США) за десять аэропортов в рамках модели «строительство-эксплуатация-передача» (BOT) для покрытия пассажирских квот, предусмотренных в соглашениях, говорится в докладе Главного управления государственных аэропортов (DHMI) за 2023 год.
Согласно докладу, по состоянию на конец 2023 года DHMİ выплатило частным компаниям 215,4 млн долларов из-за количества пассажиров «ниже гарантийного» и получило 587,7 млн долларов за выполненные пассажирские квоты, сообщает интернет-издание Diken.
В докладе о деятельности Министерства транспорта и инфраструктуры за 2023 год также показаны платежи за туннель «Евразия», соединяющий две части Стамбула.
Соответственно, Министерство заплатило 2,89 млрд лир (89,9 млн долларов) в 2023 году для покрытия гарантированного количества транспортных средств, проходящих через туннель, и «корректировки цен».
Проверки Счетной палаты Турции показали, что DHMİ потратило более 330 млн турецких лир (10,7 млн долларов) в 2022 году только для того, чтобы выполнить гарантии, которые оно предоставило компаниям-операторам аэропортов Эсенбога в Анкаре и Зафер в провинции Кютахья.
Правительство Турции сотрудничает с частными компаниями в рамках модели BOT для строительства общественной инфраструктуры, такой как аэропорты, автомагистрали и мосты. В соглашениях предусмотрены гарантии возмещения недостающих доходов компаниям, участвующим в строительстве.
Модель часто критикуют за финансовые потери. Мосты Османгази и Явуз Султан Селим, построенные при правящей Партии справедливости и развития (ПСР), также не оправдали гарантии по числу транспортных средств.