ОЭСР выделила риски для Турции: смягчение экономической политики и потеря доверия к власти

ОЭСР перечислила риски для турецкой экономики: «преждевременное смягчение политики» и «возможное колебание доверия к центру».

Турция находится на важном этапе процесса экономических преобразований. Ожидания повышения процентных ставок и снижения инфляции активизируют усилия по борьбе с ней, поддерживаемые монетарной и фискальной политикой. В ходе этого процесса инвесторы и специалисты отрасли внимательно следят за такими экономическими показателями, как промышленное производство, уровень безработицы, инфляция и кредитные тенденции, и делают прогнозы относительно будущего турецкой экономики. Рейтинговые агентства, такие как Fitch, пересмотрели свои кредитные рейтинги Турции в сторону повышения, что свидетельствует о положительном эффекте реализуемых экономических программ.

По словам Сафы Гюмюш из CNBC-e, несмотря на последние отчеты по снижению инфляции, общественное мнение о том, что инфляция по-прежнему высока, сохраняется. Экономист Махфи Эгильмез предупреждает, что Турция может столкнуться с риском стагфляции. На этом фоне ОЭСР, которая предоставляет всесторонний анализ мировой экономики и ситуации в Турции, дала CNBC-e оценку текущим экономическим перспективам Турции и шагам руководства страны.

Отметив, что возвращение Турции к более традиционной макроэкономической политике повысило интерес инвесторов, представители ОЭСР заявили: «Несмотря на позитивные изменения в последние месяцы, экономические проблемы остаются. Необходимо продолжать политику макроэкономической стабилизации, чтобы в полной мере использовать преимущества международной конъюнктуры и добиться дальнейшего повышения рейтинга».

В частности, было подчеркнуто, что стабильность и предсказуемые рамки экономической политики могут повысить доверие инвесторов и ускорить международные потоки капитала, а такая атмосфера доверия может также позволить краткосрочным финансовым потокам превратиться в прямые иностранные инвестиции.

В недавно объявленной Среднесрочной программе экономики Турции ожидаемая инфляция в Турции на 2024 год была установлена на уровне 41,5 %. Этот показатель значительно выше 33 %, прогнозируемых на 2024 год в предыдущем прогнозе. Таким образом, инфляционные ожидания значительно возросли - на 850 базисных пунктов. Этот рост также отражен в пересмотре в сторону повышения прогнозов на последующие годы: ожидания на 2025 год были повышены с 15,2 % до 17,5 %, а на 2026 год - с 8,5 % до 9,7 я. Участники рынка считают этот пересмотр в сторону повышения реалистичным подходом.

Представители ОЭСР заявили: «Условия денежно-кредитной политики должны оставаться жесткими, а ужесточение фискальной политики должно сохраняться до тех пор, пока инфляция не будет твердо соответствовать целевому уровню». Действительно, ОЭСР определила риски для развития турецкой экономики как «преждевременное смягчение политики» и «подрыв доверия к центру». Еще один фактор риска, о котором упоминалось, - это в возможный рост инфляции, к которой все еще необходимо относиться с осторожностью.

Министр финансов и казначейства Мехмет Шимшек, глава Центробанка Фатих Карахан и другие руководители экономических ведомств прилагают активные усилия, чтобы объяснить турецким и иностранным инвесторам, что Турция вернулась к ортодоксальной политике. В этом контексте глава ЦБ Карахан подает сигналы в своих презентациях, а министр Шимшек часто встречается с иностранными инвесторами, чтобы объяснить экономическую программу.

По мнению ОЭСР, такие шаги руководства страны воспринимаются как «заслуживающие доверия улучшения» в финансовой и денежно-кредитной политике и повышают доверие инвесторов. Однако инвесторы хотят видеть не только изменения в политике, но и структурные реформы.

ОЭСР считает, что структурные реформы могут стабилизировать текущую макроэкономическую систему и повысить потенциал долгосрочного роста. В частности, реформы рынка труда могут способствовать увеличению числа высококачественных официальных рабочих мест и женской рабочей силы. Повышение гибкости постоянных трудовых договоров, переход системы социальной защиты от выходных пособий к более полному страхованию от безработицы и обеспечение доступной для компаний минимальной заработной платы могут создать больше официальных рабочих мест, повысить уровень благосостояния и бюджетных поступлений.

В своей оценке ОЭСР выделила отдельную часть, посвященную минимальной заработной плате, и включила в нее утверждение, что установленная законом минимальная заработная плата была доступной для компаний. Хотя это утверждение не было прямо указано в оценке, оно, по-видимому, вытекает из наблюдения, что минимальная заработная плата в долларовом выражении находится на высоком уровне. На самом деле, если в настоящее время минимальная заработная плата в Турции составляет около 500 долл., то средний показатель за 3 года только начинает сближаться с 400 долл.