Диверсификация цепочек поставок после пандемии пошла на пользу Турции, и теперь у страны есть комплексная программа реформ, которая поможет повысить конкурентоспособность, производительность и потенциальный рост, заявил в среду министр финансов и Казначейства Мехмет Шимшек.
«Мы открыты для бизнеса и диалога», — подчеркнул Шимшек на Берлинском глобальном диалоге (BGD) 2024, где темой этого года стало «создание общей базы».
Турецкий министр отметил, что Турция расположена в сложном регионе, где конфликт между Россией и Украиной существенно повлиял на динамику инфляции. Хотя страна преодолела ряд макроэкономических проблем, решение других трудностей, таких как инфляция, «требует больше времени».
Министр объяснил, что Турция столкнулась с большим дефицитом текущего счета, хотя эта цифра снизилась. Дефицит бюджета, за исключением расходов на землетрясение, также уменьшился до 1,6% от валового внутреннего продукта (ВВП).
Шимшек подчеркнул, что ожидается, что к концу 2026 года инфляция в Турции, которая следует мировому опыту других стран, борющихся с инфляцией, «снизится до однозначных значений». Он отдал должное жесткой денежно-кредитной политике и фискальной дисциплине экономического руководства, призванных закрепить эти ожидания.
Кроме того, ссылаясь на исследование Международного валютного фонда (МВФ), которое показало, что фрагментация торговли в мировой экономике может сократить ВВП до 7%, министр сказал, что воздействие будет «эквивалентным» ВВП Германии и Франции.
Шимшек подчеркнул устойчивость Турции к фрагментации торговли, указав на полный Таможенный союз страны с ЕС.
«Таможенный союз с ЕС гарантирует, что мы торгуем с ними на основе определённых правил. Так что, в каком-то смысле, мы друзья. Что касается френдшоринга с Евросоюзом, Таможенный союз делает Европейский союз нашим другом. С нашими соседями, будь то в Центральной Азии, на Балканах, в Северной Африке или на Ближнем Востоке, мы считаем их друзьями. Это ключ. Что касается ближнего шоринга, мы выиграли после пандемии от диверсификации цепочек поставок. Географически Турция является центром Земли: мы находимся близко к Европе и быстро развивающимся непосредственным соседним странам. И, конечно, у нас высококонкурентная демография и квалифицированная рабочая сила», — добавил он.
По словам министра, Турция привлекла 70 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за последние два десятилетия, несмотря на взлеты и падения, с которыми столкнулась страна, что подчеркивает долгосрочные преимущества френдшоринга.
Он также пояснил, что Турция не «страдает» от высокого уровня задолженности. Министр объяснил, что глобальный коэффициент задолженности — включая частный сектор, домохозяйства, корпорации и государственный долг — составляет «около 330% ВВП». Напротив, для развивающихся рынков он достигает примерно 250%, а в Турции — около 99%, добавил он.
«На этой основе у нас есть большое преимущество. Я думаю, что глобальный рост сдерживает не только отсутствие производительности, но и торговая фрагментация, высокий уровень задолженности и неблагоприятная демографическая ситуация — за исключением, может быть, Африки», — сказал он.
Шимшек отметил, что Турция — «крупная экономика» с национальным доходом «1,3 трлн долларов», и что за последние два десятилетия реальный темп роста ВВП в среднем составил «около 5,5%». Он подчеркнул, что усилия Министерства по повышению устойчивости Турции к экономическим потрясениям продолжаются.
«У нас есть комплексная программа реформ, которая поможет повысить конкурентоспособность, производительность и потенциальный рост. Мы открыты для бизнеса, мы открыты для диалога, и, конечно, мы хотели бы возобновить взаимодействие не только с нашим регионом, но и с нашими европейскими друзьями», — добавил министр.