Администрация президента Реджепа Тайипа Эрдогана продвинулась в планировании проекта строительства канала Стамбул, водного пути, который соединит Черное с Мраморным морем.
Данный шаг свидетельствует о возобновлении одного из самых амбициозных инфраструктурных проектов Турции.
Проект, впервые объявленный Эрдоганом в 2011 году как его «самая большая мечта», снова оказался в центре внимания с началом строительства 24 тыс. единиц жилья государственным жилищным управлением Турции, TOKI, вдоль предлагаемого маршрута канала.
Согласно сообщению газеты Nefes, Эрдоган выслушал подробный доклад во время визита на строительную площадку шоссе Башакшехир-Наккастепе.
В презентации, представленной Ялчином Эйигуном, генеральным директором по инвестициям Министерства транспорта и инфраструктуры, были изложены сроки строительства, механизмы финансирования и экологические риски.
Министр транспорта Абдулкадир Ураглу и министр окружающей среды, урбанизации и изменения климата Мурат Курум присутствовали на встрече, подчеркивая общегосударственный подход к проекту.
Ожидается, что строительство канала займет пять лет, а его предполагаемая стоимость обойдётся в 15 млрд долларов (570 млрд лир). Чиновники планируют реализовать проект по модели государственно-частного партнерства, при этом финансирование будет полностью осуществляться частным сектором.
Согласно представленным планам, ширина водного пути составит 360 метров, а глубина — 21 метр. Шесть мостов, пересекающих канал, добавят к общему бюджету примерно 1,4 млрд долларов (53,2 млрд лир).
Проект предусматривает создание двух новых поселений на противоположных берегах канала, в которых будут проживать 100 тыс. жителей с одной стороны и 65 тыс. — с другой.
Кроме того, планируется создание двух логистических центров, технологического центра и выставочной площадки.
Материал, извлеченный во время строительства, будет использован для создания нового отвала вдоль побережья Черного моря, где также будет построен новый порт.
Министерство назвало территорию, где сойдутся наземные, железнодорожные, воздушные и морские транспортные сети, «Стамбульской долиной».
Канал Стамбул представляет собой одну из самых амбициозных инфраструктурных инициатив Турции в новейшей истории. Проект официально был инициирован в июне 2021 года с церемонии закладки фундамента моста Сазлыдере, первого из шести запланированных пролетов.
По словам правительственных чиновников, канал направлен на сокращение морского движения через Босфор, обеспечение более безопасной навигации и укрепление позиций Турции в мировой торговле. После завершения строительства длина составит около 45 километров, а минимальная ширина основания составит 275 метров.
Пока идет строительство, юридические проблемы остаются. Муниципалитет Стамбула подал иски против планов зонирования, утверждая, что обозначенные зоны строительства затрагивают сельскохозяйственные земли, леса и водоемы, что потенциально угрожает экологическому балансу региона.