Турция приступила к комплексному пересмотру сельскохозяйственной политики после нескольких месяцев подготовительной работы, проведённой с момента принятия 86 стратегических решений на 4-м заседании Совета по сельскому и лесному хозяйству (AFC) в начале 2025 года.
По мере запуска первых пилотных проектов, власти страны перешли от планирования к практике в рамках пятилетней сельскохозяйственной дорожной карты.
В условиях сохраняющейся нестабильности цен на продовольствие, растущего дефицита воды и ужесточения условий торговли с ЕС, Анкара стремится усилить контроль над своей агропродовольственной системой посредством землеустройства, внедрения передовых технологий и более тесной интеграции с мировыми стандартами.
В основе нового плана лежит модель производства, призванная определить, как Турция использует свои сельскохозяйственные угодья и водные ресурсы. Правительство намерено стимулировать выращивание водосберегающих культур, снизить зависимость страны от импорта основных продуктов питания и вернуть в активное использование неиспользуемые земли. В настоящее время 2,94 млн гектаров сельскохозяйственных угодий по всей стране остаются необрабатываемыми.
Стратегия также способствует расширению внутреннего производства стратегических культур и продуктов животноводства. Власти ожидают, что эти меры помогут Турции эффективнее справляться с последствиями климатических явлений, пандемий и геополитических кризисов.
Параллельно разрабатываются механизмы реагирования на чрезвычайные ситуации, чтобы обеспечить непрерывность цепочек поставок основных продуктов питания во время крупных бедствий, таких как землетрясения или чрезвычайные ситуации в области здравоохранения.
Цифровая трансформация является одним из основных направлений видения AFC. Анкара планирует создать общенациональную сеть наблюдений с использованием спутников и искусственного интеллекта для мониторинга производственных циклов, прогнозирования урожайности и выявления экологических рисков.
Кроме того, цифровые платформы также будут использоваться для поддержки систем сельскохозяйственного страхования, а данные искусственного интеллекта и спутниковые данные будут интегрированы в оценку ущерба.
Основой этих инноваций станет Национальный банк цифровых сельскохозяйственных данных. Помимо агрегации данных для политиков, банк станет базой для систем на основе блокчейна, призванных обеспечить прозрачность и прослеживаемость от фермы до рынка. Власти также работают над разработкой платформ прямых продаж на основе блокчейна, которые позволят производителям обходить посредников и напрямую связываться с потребителями.
Развертывание платформы будет сопровождаться программами цифровой грамотности, предлагающими фермерам обучение новым технологиям и платформам. В долгосрочной перспективе правительство надеется снизить как транзакционные издержки, так и информационную асимметрию, которые продолжают обременять сельскую экономику Турции.
Новая дорожная карта определяет торговлю сельскохозяйственной продукцией и брендинг как ключевые инструменты в стремлении Турции увеличить долю на мировом рынке. Экспортные стратегии будут сосредоточены на высококонкурентных излишках сельскохозяйственных культур, особенно тех, которые могут быть преобразованы в товары с добавленной стоимостью.
Одновременно Турция стремится привести свою нормативно-правовую базу в соответствие с «Зелёным соглашением» Европейского союза, что является необходимым условием для сохранения доступа на рынки ЕС в рамках соглашения о Таможенном союзе.
Ожидается, что Министерство сельского и лесного хозяйства возьмёт на себя ведущую роль в пересмотре торгового режима Таможенного союза для сельскохозяйственной продукции. Среди прочих изменений, чиновники планируют пересмотреть список товаров, обновить тарифную политику и добиться гармонизации с Единой сельскохозяйственной политикой ЕС.
Аграрная дипломатия также получит институциональные инвестиции. Дорожная карта предусматривает создание региональных и международных сельскохозяйственных платформ с центром в Турции, а также программы обучения для формирования резерва дипломатических и технических кадров, способных участвовать в глобальном управлении продовольствием.
В связи с усилением климатического давления AFC отдаёт приоритет эффективному использованию земельных и водных ресурсов. По всей стране в целях повышения эффективности до 60% к 2030 году планируется расширить системы орошения под давлением. Одновременно с этим Турция пересматривает свое водное законодательство, включая давно ожидаемые поправки к Закону о воде и Закону о наводнениях, чтобы сократить потери воды в питьевых сетях с 32% до 25% и укрепить национальные системы прогнозирования наводнений.
Право собственности на землю и землепользования также будет существенно реформировано. Новые положения о наследственном праве направлены на сдерживание фрагментации земель, а проекты консолидации земель возрождаются. Власти планируют расширить использование систем земельных банков, что позволит производителям арендовать неиспользуемые государственные земли для сельскохозяйственных нужд.
Важное место также занимают вопросы охраны почв, минимальные методы обработки почвы и более эффективное использование органических удобрений. В сельской местности новые механизмы планирования заменят административные границы бассейновыми моделями, учитывающими экологические условия.
Одной из наиболее ярких особенностей пятилетней дорожной карты является её поддержка нетрадиционных моделей ведения сельского хозяйства. Городское сельское хозяйство, ранее считавшееся второстепенной темой, теперь занимает центральное место в планах развития правительства. Местные органы власти будут сотрудничать с центральным правительством для задействования неиспользуемых городских участков в сельскохозяйственных целях.
Ожидается, что вертикальное земледелие получит финансовую и нормативную поддержку, в то время как геотермальные зоны на западе Турции станут объектом развития систем беспочвенного земледелия, таких как гидропонное выращивание в теплицах.
Эти изменения обусловлены как климатическими соображениями, так и поиском новых производственных зон ближе к городским центрам.
Для содействия инновациям власти планируют создать зоны развития сельскохозяйственных технологий и специализированные научно-исследовательские центры. Эти учреждения будут поддерживать кластеризацию в агропромышленных цепочках поставок и ускорять внедрение новых производственных технологий.
Дорожная карта предусматривает ряд мер, направленных на защиту и расширение прав и возможностей мелких производителей – политически чувствительного и экономически важного сегмента населения страны. Правительство пересматривает систему аренды земли, чтобы сделать государственные земли более доступными для мелких землевладельцев. Оно также планирует разработать механизмы кооперативного финансирования, включая новые гарантийные фонды и модели финансирования, адаптированные к потребностям сельских предприятий.
В секторе животноводства Анкара стремится увеличить долю производства мяса мелкого рогатого скота и возродить местные породы крупного рогатого скота с более высокой устойчивостью к болезням и адаптивностью к окружающей среде.
В ближайшие пять лет будут созданы «Академии обучения пастухов» для укрепления сельской рабочей силы и обеспечения притока квалифицированных кадров.
Кроме того, будут запущены цифровые торговые площадки для мясной и молочной продукции с использованием блокчейн-технологий для снижения посреднической наценки и повышения прозрачности. Это часть более масштабной стратегии по созданию коротких и локальных цепочек поставок, менее уязвимых к глобальным сбоям.