Турецкие электрокары будут продаваться в Германии по более низкой цене, чем в самой Турции

Электромобиль турецкого производства поступит в продажу в Германии по значительно более низкой цене, чем в Турции, где высокие налоги делают его менее доступным.

Первый электромобиль турецкого производства, электрический внедорожник Togg T10X, будет продаваться в Германии по цене 31 тыс. 280 евро, или примерно 1 млн 663 тыс. турецких лир. Это на 700 тыс. лир меньше его текущей базовой цены в Турции в 2 млн 363 тыс. турецких лир. Эта разница вновь разожгла общественные дебаты о налоговом режиме Турции.

Десятилетиями турки высказывают недовольство тем, что им приходится платить больше, чем европейцам, за те же автомобили. Они считают, что это связано с импортными расходами, разницей в валютных курсах или тем, что Турция не производит собственные автомобили. Распространено мнение, что как только страна начнет производить собственные автомобили, цены снизятся, а доступ к ним улучшится. Однако запуск Togg в Германии по более низкой, чем в Турции, цене поставил под сомнение это убеждение. Это показывает, что даже автомобиль местного производства может быть менее доступным в стране, и не из-за иностранной зависимости, а из-за внутренней налоговой политики. В то же время, многие страны предлагают субсидии или налоговые льготы, чтобы гарантировать своим гражданам возможность приобретать автомобили, произведенные в их собственных границах.

Togg T10X производится компанией Togg, поддерживаемой государством инициативой по производству электромобилей, созданной в 2018 году консорциумом промышленных групп. Автомобиль выпускается на специализированном заводе в северо-западном районе Гемлик, где массовое производство началось в 2023 году.

Объявление европейской цены предшествует ожидаемому дебюту автомобиля на выставке IAA в Мюнхене в сентябре этого года. Продажи в Германии запланированы на конец 2025 года, хотя возможна задержка до 2026 года.

Значительная разница в ценах между турецким и немецким рынками в значительной степени объясняется налогообложением. В Турции покупатели новых автомобилей обязаны платить высокий специальный потребительский налог (ÖTV), а также 20-процентный налог на добавленную стоимость (KDV). Недавнее изменение нормативных требований, изменившее налоговые ставки ÖTV, увеличило базовую цену T10X на 422 тыс. турецких лир, в результате чего стоимость самой доступной версии — V1 RWD Standard Range — достигла 1 млн 862 тыс. лир. Более дорогие модели и дополнительные опции могут увеличить цену до более чем 3,1 млн турецких лир.

В отличие от этого, в Германии нет эквивалента турецкого ÖTV. Электромобили освобождены от ежегодного налога на транспортные средства в течение 10 лет, а 19-процентный налог на добавленную стоимость (НДС) уже включен в цену. Дополнительные стимулы, такие как бесплатная парковка в некоторых районах и льготная политика регистрации, еще больше снижают финансовое бремя покупателей электромобилей в Германии.

Разница в ценах особенно спорна в сравнении со средней заработной платой в двух странах. В Германии, где минимальная заработная плата до вычета налогов составляет около 1 тыс. 800 евро в месяц, рабочий теоретически может купить T10X примерно за 17 месяцев. В Турции, где минимальная заработная плата приравнивается к 22 тыс. 104 лиры, чтобы позволить себе такой же автомобиль, потребуется почти девять лет полной заработной платы.

T10X считается серьёзным конкурентом на переполненном европейском рынке электрических внедорожников наряду с такими моделями, как Volkswagen ID.4, Tesla Model Y и MG4. Togg T10X оснащён аккумулятором ёмкостью 88,5 кВт⋅ч, обеспечивающим запас хода до 468 километров. Полноприводная версия развивает мощность 435 лошадиных сил и крутящий момент 700 Н⋅м, а также поддерживает быструю зарядку постоянным током мощностью до 180 кВт.

В салоне установлен широкий цифровой дисплей, занимающий всю переднюю панель, объединяя четыре экрана в единый интерфейс. Он включает в себя функции потокового вещания, автомобильные видеоигры, встроенную камеру для селфи и радиосистему на базе искусственного интеллекта — функции, призванные привлечь технически подкованную молодую аудиторию в Европе.

Снижение цен за рубежом вызвало волну критики внутри Турции, особенно со стороны оппозиционеров, которые считают эту проблему символом более широкого экономического неравенства. Мэр Стамбула Экрем Имамоглу, в настоящее время находящийся в тюрьме Силиври и считающийся основным кандидатом в президенты от оппозиции, прокомментировал цены в социальных сетях.

«Местный Togg стоит 1 млн 663 тыс. лир в Германии и 2 млн 363 тыс. в Турции. С вашей несправедливой налоговой системой вы превратили гражданство Турецкой Республики в наказание», - заявил Имамоглу, пообещав внедрить более справедливую систему, «где те, кто зарабатывает больше, платят больше».

В турецких социальных сетях ценовой спор породил ставшее вирусным выражение: «Для Ханса, а не для Хасана» — фраза, отражающая недовольство общественности тем, что автомобиль, произведённый в Турции, более доступен иностранным покупателям, чем местным жителям.

С начала производства было выпущено около 60 тыс. единиц Togg T10X, заказы на которые внутри страны размещались через официальное приложение компании Trumore. Несмотря на статус национального промышленного проекта, автомобиль остаётся практически недоступным для многих турецких семей.