Ещё один мировой бренд в текстильной отрасли Турции сократил производство в стране из-за высоких издержек.
The North Face, известный американский бренд высококачественной одежды, обуви и экипировки для активного отдыха, туризма и спорта, принадлежащий американской корпорации VF Corporation, прекратил 80% заказов у своего давнего поставщика Gelisim Tekstil, переместив большую часть производства во Вьетнам и Бангладеш.
Решение VF Corporation значительно сократить роль Турции как важнейшего производственного центра мировых брендов.
Рост издержек и разница в ценах, достигающая 100% по сравнению с конкурентами на Дальнем Востоке, продолжают отталкивать мировые бренды от турецкого производства.
По имеющимся данным, Gelisim Tekstil, второй по величине производитель The North Face в мире и крупнейший в Европейском союзе, теперь будет получать заказы от бренда всего на 4–5 млн евро (4,6–5,8 млн долларов США).
«Нашим крупнейшим клиентом была корпорация VF. Мы производим продукцию для таких всемирно известных брендов, как The North Face, Vans, Timberland, Dickies, Supreme, Eastpak, JanSport, Napapijri, Smartwool, Icebreaker, Kipling и Altra. Мы были вторым по величине производителем The North Face в мире и крупнейшим в ЕС. С прошлого года они решили выйти на Бангладеш и Вьетнам. У нас останется около 10–20% производства. Мы выпускали продукцию примерно на 30 млн евро, и около 25 млн евро из этой суммы мы потеряли. Другими словами, из 4 млн изделий у нас останется 400–500 тыс.», — сказал Мустафа Акчай, председатель совета директоров Gelisim Tekstil, объяснив масштаб убытков.
Снижение производства может привести к существенному сокращению рабочих мест на всех предприятиях компании. На заводе Gelisim в Чорлу, построенном в 2023 году с инвестициями в размере 35 млн евро, работают 300 человек; на заводе в Адыямане с инвестициями в 5 млн евро заняты 350 человек; завод в Стамбуле обеспечивает рабочими местам 500 человек, а также еще 60 сотрудников в сфере образования и энергетики.
«Сейчас у нас 1 тыс. 200 сотрудников. Если дела пойдут не так, как мы надеемся, с некоторыми сотрудниками нам, возможно, придется расстаться. Мы сократимся. С мая следующего года количество сотрудников может уменьшится вдвое», – предупредил Акчай.
Ежемесячная производственная мощность группы в 1 млн изделий была загружена на 100% в 2022 году, но сейчас она работает на уровне 400 тыс. – 500 тыс. изделий в месяц, чтобы удержаться на плаву.
Акчай подчеркнул растущий разрыв в ценах с конкурентами.
«Товар, который мы оцениваем в 5–10 евро (5,86–11,72 доллара США), производится в Кении за 2,8 доллара США. Такие бренды также производят товар в регионах, где действует принцип социальной ответственности. О Китае говорят постоянно, но Бангладеш, Шри-Ланка, Камбоджа и Вьетнам — более серьёзные конкуренты. Минимальная заработная плата выросла на 302%, инфляция — на 290%, в то время как курс доллара поднялся всего на 132%. Наши издержки подскочили в 2,5 раза в долларовом эквиваленте. В 2023 году стоимость рабочей силы подорожала на 110%, а обменный курс — на 50%. Мы смирились с разницей в ценах на сырьё. Но в последующие годы стоимость рабочей силы оставалась значительно выше обменного курса, что делало нашу продукцию дороже даже по ЕС», — пояснил Акчай.
Ведат Явуз, заместитель председателя правления Gelisim Tekstil, рассказал об их отношениях с The North Face.
«Мы были одним из крупнейших поставщиков The North Face и сотрудничаем уже 10–12 лет. Мы были вторым в мире и первым в ЕС производителем по качеству и объёму поставок для этой группы. Они решили уйти исключительно из-за цены», - сказал он.
Компания изучает возможности производства турецких брендов внутри страны, но сталкивается с новыми трудностями.
«Мы начали производство для нескольких брендов в Турции. Однако сроки оплаты здесь составляют 180 дней. Изготовление продукции тоже занимает 180 дней, а срок оплаты достигает года», - посетовал Явуз.