Дидем Аксой, исследователь инициативы по реформированию образования, анализирует последние изменения в сфере образования Турции касающиеся поступления в старшие классы (лицеи).
Министерство образования объявило 19 сентября, что в этом году национальная система экзаменов для распределения в старшие классы средней школе будет изменена. «Изменение политики затронет 1,2 млн учащихся восьмого класса, которые готовились к экзаменам не менее года, а также их семьи, учителей и школы», - пишет автор.
Но коренные проблемы турецкой системы образования, по её мнению, остались без внимания.
За последние 20 лет схема распределения в лицеи менялась пять раз. Каждый переломный этап министерство образования объясняет одними и теми же причинами: «уменьшить потребность во внешкольных ресурсах, чтобы предотвратить успех в тестах, являющихся единственной целью для студентов», «готовить студентов на всю жизнь, а не только к тестам» и «содействовать справедливости в распределении в средней школе, чтобы расширить возможности внеклассных занятий для студентов», утверждает Аксой.
Ни одно из изменений в системе, по её словам, не разрешило эти вопросы.
Автор вспоминает, что в период с 1997 по 2008 год национальный экзамен проводился в конце восьмого класса. После, как пишет автор, министерство образования представило новую систему, в которой в конце шестого, седьмого и восьмого классов проводились три национальных экзамена. Цель министерства заключалась в том, чтобы снять стресс со студентов, у которых был только один шанс преуспеть на экзамене. Но, по мнению исследователя, в рамках новой системы студенты казались ещё более напряженными, чем раньше, потому что теперь им приходилось готовиться к экзамену, начиная с шестого класса. А министерство образования, в свою очередь, меняло систему снова и снова.
«В период с 2013 по 2017 год была внедрена новая система, в которой учащиеся в течение восьмого класса проходили 12 тестов по основным предметам», - напоминает автор.
В этом году, как известно, министерство образования изменило систему ещё раз, сославшись на подобные же мотивы. «В новой системе ученики должны быть распределены по школам по их домашнему адресу. Для высококачественных средних школ в конце восьмого класса будет проведено единичное тестирование. Любой студент, который хочет пройти тест, может испытать свой шанс попасть в выбранную школу. Если нет, они будут помещены в среднюю школу, ближайшую к их дому», - объясняет Аксой. Это пятое изменение системы за последние 20 лет, говорит она.
При этом, по словам эксперта, реальная проблема заключается в качестве образования в средних школах страны. Распределение учеников в средних школах - только верхушка айсберга, считает она.
«В стране очень мало средних школ, которые обеспечивают качественное образование для студентов. И пока возможности и доступ к качественному образованию остаются ограниченными, система всегда будет соревновательной, что приведёт к постоянному повышению уровня стресса для студентов и заинтересованных родителей», - анализирует исследователь.
Единственный способ решить эту многолетнюю проблему, по мнению Аксой, это повысить качество образования во всех старших классах. «Поэтому вместо того, чтобы менять систему размещения каждые пару лет, министерство образования должно разработать долгосрочную стратегию реформ, чтобы повысить качество образования во всех средних школах», - заключает она.