Министр образования Юсуф Текин дал понять, что недельные семестровые каникулы, введённые по всей стране в 2019 году и проводимые дважды в учебном году, могут быть упразднены в рамках пересмотра школьного календаря и образовательной политики.
До 2019 года турецкие школы работали по традиционной системе из двух семестров без специальных перерывов в середине года, за исключением национальных и религиозных праздников. Реформа 2019 года ввела недельные осенние и недельные весенние каникулы, чтобы сократить длительные летние каникулы и снизить «летний провал» в обучении.
Однако, по словам Текина, рост жалоб родителей и учителей побудил министерство пересмотреть эту практику. Выступая перед журналистами, он отметил, что многие семьи сообщают о трудностях детей при возвращении к учёбе после коротких каникул.
«Особенно работающие родители говорят, что сталкиваются с проблемами. Дети часто не хотят возвращаться в школу после перерыва. Учителя также отмечают, что адаптация учеников усложняется», — сказал он.
Министр добавил, что правительство уже два года анализирует влияние этих каникул и продолжит оценку, прежде чем принять окончательное решение.
По правилам в Турции требуется минимум 180 учебных дней, хотя длительные религиозные праздники, национальные торжества, погодные условия и чрезвычайные закрытия школ нередко сокращают фактическое количество учебных дней.
Во многих странах учебный год сильно различается в зависимости от климата, культуры и образовательной политики. В США школьники учатся примерно 180 дней в году, имея короткие каникулы зимой и весной и длинные летние — с июня по август. В Великобритании учебный год делится на три триместра с перерывами в каждом и длится с начала сентября до конца июля. В Японии и Южной Корее учебный год насчитывает примерно 210–220 учебных дней, а ученики часто продолжают занятия в дополнительных программах во время каникул.
Помимо обсуждения семестровых каникул, власти также работают над структурой обязательного образования, отметил Текин. Действующая система была введена в 2012 году: обязательное обучение увеличено с восьми до 12 лет и разделено на три этапа — четыре года начальной школы, четыре года средней и четыре года старшей.
В публичной дискуссии появились варианты более гибких моделей, например: два года обязательного обучения в старшей школе с последующими двумя годами добровольного обучения; либо три обязательных года с финальным годом, адаптированным под подготовку к университету или профессиональную подготовку.
Министр подчеркнул, что никаких решений пока не принято, и любые изменения потребуют масштабной подготовки — от корректировки профилизации и увеличения школьных мощностей до кадровых решений и мер по обеспечению доступа девочек к образованию.
«Главный вопрос — не продолжительность обязательного образования, а возраст его завершения. Мы, конечно, не говорим о сокращении объёма знаний или навыков, которые должны получить дети, или о сокращении срока обучения», — отметил он.
Текин добавил, что министерство продолжит консультации со всеми заинтересованными сторонами, прежде чем переходить к реформам.
