Главный инженер института «Ленгидропроект» Борис Юркевич: «Пропускная способность водосбросов Зейской и Бурейской ГЭС более чем в два раза превосходит пропускаемые сегодня расходы».
Амурская область, Хабаровский край и Еврейская автономная область из-за дождей и паводков ушли под воду. Разлив продолжается второй месяц. За второй волной паводков ждут третью. Все взоры обращены на Зейскую и Бурейскую ГЭС, которые являются буфером между стихией и испуганными людьми. В соцсетях и блогах распространяется информация: «Плотина дала трещину», «Вода вот-вот перельется через гребень плотины и затопит города». Энергетиков упрекают: «Почему не сбрасывали воду раньше, почему мы должны не спать ночами, опасаясь, что поплывем вместе с домами?» «МК» выяснил, чего ждать от рекордно затяжного паводка в Приамурье и справятся ли водохранилища гидроэлектростанций с еще большим притоком воды.
Из Приамурья приходят сводки сродни фронтовым: размыты участки на 54 дорогах, снесено 29 мостов. Уровень воды в реке Амур у Хабаровска составил 731 см, подъем за сутки составил 7 см, 556 домов стоят в воде.
На улицах только и разговоров, что о наводнении. Жители подтопленных населенных пунктов несут колоссальные убытки. Тысячи людей остались без овощей и заготовок на зиму. Фермеры с ужасом думают, как будут отдавать кредиты: сотни гектаров соевых и картофельных полей как не бывало.
Старики, кто с козами и курами, перебрались на чердаки, звонят родственникам: «Кругом зловоние. Поплыли выгребные ямы».
В магазинах с полок смели бутилированную воду, консервы, спички, свечи и соль. «Челноки» грузовиками продают лапшу быстрого приготовления и газовые горелки. Предприимчивые торговцы выставили на продажу собранные в картонные ящики сухие пайки. Магазины за пару дней делают месячную выручку.
Люди устали от напряжения. Ожидание беды провоцирует панику. По «сарафанному радио» распространяется информация о трещине в плотине Зейской ГЭС, о многометровой волне — цунами, что вот-вот пойдет с гидроэлектростанции на города.
Специалисты не перестают убеждать, что Зейская ГЭС работает в нормальном режиме, никакой трещины в плотине нет. Как и Бурейская ГЭС, она рассчитана на значительно более мощные паводки, чем тот, который проходит сейчас. По словам Бориса Юркевича, главного инженера института «Ленгидропроект», в стенах которого проектировались эти гидроэлектростанции, пропускная способность водосбросов ГЭС более чем в два раза превосходит пропускаемые сегодня расходы. Уровни воды в водохранилищах также не достигли максимальных предусмотренных проектом значений.
Если бы не эти две станции, выступившие единственным буфером, который сдержал масштабное затопление территорий, последствия стихии могли бы быть гораздо более плачевными. По словам энергетиков, если бы не Зейская плотина, то уровень воды в реке Зее ниже по течению был бы выше более чем на 6 метров.
Зейская ГЭС на протяжении почти 40 лет защищает нижележащие населенные пункты от разрушительных последствий паводков. За эти годы удалось предотвратить 14 больших наводнений и катастрофическое наводнение 2007 года в нижнем течении реки Зеи. До появления Зейской ГЭС наводнения были настоящими катастрофами: под воду уходили целые населенные пункты, гибли люди.
Жителей Приамурья убеждают, что гидротехнические сооружения контролируются тысячами датчиков, любое, даже микронное, смещение фиксируется. На каждой станции стоит достаточно мощный сейсмокомплекс. Кроме того, специальная служба мониторинга оборудования гидротехнических сооружений обходит все гидротехнические сооружения, все контрольные точки два раза в сутки.
На Зейской ГЭС установлены веб-камеры, которые транслируют состояние плотины и объем холостых сбросов. Все эти показания можно увидеть на сайте Русгидро: http://www.rushydro.ru/press/polovode_2013/freshet_amur/
Сигналы локальной системы оповещения готовы принять персонал станции, объектовые аварийно-спасательные формирования, дежурные службы организаций, население, проживающее в зоне действия ЛСО — протяженностью 6 км ниже плотины ГЭС.
В адрес энергетиков нескончаемым потоком идут упреки. Дескать, руководству гидроэлектростанций «выгодно было входить в зиму с максимальным уровнем воды по дамбе. Чем больше воды до ледостава, тем больше электричества, за излишки которого руководство получает баснословные премии».
Так можно ли было сбросить воду из Зейского и Бурейского водохранилищ заблаговременно?
Специалисты напоминают, что ни одна ГЭС, в том числе Зейская, не способна аккумулировать в себе такое гигантское количество воды. Так, за время паводка в водохранилище на Зее пришла почти годовая норма воды — 22,7 кубического километра (км3), тогда как среднегодовой сток реки в створе Зейской ГЭС составляет 24,5 км3. Из этого аномального количества воды Зейской ГЭС удалось удержать более 62% (14,2 км3).
Холостые сбросы на Зейской ГЭС энергетики начали после наполнения водохранилища до отметки 317,5 м по указанию Амурского БВУ (бассейнового водного управления), которое руководствуется Правилами использования водных ресурсов. С отметок водохранилища ниже 317,5 м холостые сбросы правилами не предусмотрены.
Конструкция Зейской ГЭС не рассчитана на сбросы, когда уровень водохранилища находится на низких отметках. Это и является главной причиной запрета. Спускаясь с более низкой высоты, чем предусмотрено проектом, струя воды с водосброса падает слишком близко к плотине, что недопустимо по соображениям ее безопасности. Эти расчеты специалистов подтвердились в ходе пропуска паводка 2007 года. Тогда с целью защиты региона от мощного наводнения сбросы производились с отметки 313,6 м, что привело к разрушению скального основания правобережной подпорной стенки плотины. На полную ликвидацию последствий ушло почти два года сложных ремонтных работ. Энергетики не имели ни юридического, ни морального права в условиях приближающегося сверхмощного паводка снизить безопасность плотины — единственной защитницы перед стихией, которая пришла потом с верховий Зеи.
На Бурейском водохранилище заблаговременные холостые сбросы проводились полтора месяца — с 3 июня по 15 июля. Это решение позволило создать в водохранилище резервную емкость для приема паводковых вод. Как считают специалисты, по этой причине обвинения, звучащие в адрес гидроэлектростанций, несправедливы.
Затяжной паводок в Приамурье уже окрестили потопом, настоящим бедствием.
В отличие от Европейской части России, где реки поднимаются в результате таяния снега весной, на Дальнем Востоке повышение уровня воды происходит с июля по сентябрь. Именно в этот период в регионе выпадают дожди, приносимые летними муссонными циклонами, образующимися над Тихим океаном. Этим летом к обычным муссонным дождям добавились циклонические ливни, причем рекордные по продолжительности. По данным Росгидромета, с 1 июля в некоторых районах Амурской области величина выпавших осадков превысила годовую норму, в других районах — 3–3,5 месячной нормы. Мощные осадки выпали в верховьях забайкальских рек Шилка и Аргунь, при слиянии которых образуется Амур, а также в бассейне российских притоков Амура — Зеи и Буреи. На ситуацию на Дальнем Востоке повлияло и то, что на севере Китая в начале августа осадки также превысили установленные нормы, и в результате сток по китайским притокам Амура — Сунгари и Уссури — увеличился.
Жители Приамурья помнят остропиковый паводок 2007 года. Несмотря на то что в 2007 году притоки воды были больше — до 15 200 кубометров воды в секунду, наводнение в тот год имело локальный характер и ограничилось подъемом воды только в реке Зее. Уникальная емкость водохранилища Зейской ГЭС (оно третье по размеру в стране) позволила тогда снизить этот поток в Зее ниже ГЭС втрое — до 5 тысяч кубометров в секунду. Наводнение 2007 года носило более кратковременный характер. В результате пострадали всего несколько населенных пунктов. Наводнение же 2013 года охватило весь бассейн Амура, в том числе и ту его часть, которая расположена в Китае, и оно продолжается уже почти два месяца. Соответственно, количество затопленных земель и пострадавших населенных пунктов оказалось намного больше.