За дорожную безопасность ответят автостраховщики

В правительстве не исключают, что ряду категорий госслужащих запретят покупать служебные автомобили дороже 1,5 млн рублей.

Напомним, с этой инициативой выступил оппозиционер Алексей Навальный. Однако пока кабмин эту идею только обсуждает, депутаты Госдумы уже подготовили свой законопроект, ограничивающий чиновников в деньгах на покупку машин. Также депутаты намерены усилить ответственность за угон автомобилей, кражу госномеров и заставить автостраховщиков делать отчисления на безопасность дорожного движения. Об этом сообщил в интервью «МК» первый зампред Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков.

— На какой стадии находится законопроект, запрещающий госслужащим покупать машины дороже 3 млн рублей?

— Законопроект сейчас находится в стадии рассылки. Нам должны дать ответ субъекты Федерации и верхняя палата парламента. Дальше он будет подготовлен к внесению и рассмотрению нашим профильным комитетом. Причина ограничения средств на покупку служебных авто очевидна. Это ограничение личных чиновничьих амбиций, когда чиновники разного ранга позволяют себе покупать излишне роскошные авто. Это не значит, что все чиновники смогут покупать машины за 3 млн рублей, — здесь необходима дифференциация по рангу чиновника и условий субъектов Федерации. Чиновники высшего ранга могут покупать себе авто стоимостью до 3 млн, но не руководители отделов, например. Но эту поправку уже можно сделать как ко второму чтению проекта закона, так и в качестве подзаконного акта.

Не исключаю, что в этом году законопроект будет рассмотрен депутатами и в нем будет поставлена окончательная точка.

— Рабочая группа во главе с министром по связям с Открытым правительством Михаилом Абызовым поддержала идею Алексея Навального и рекомендовала кабмину проработать вопрос об ограничении чиновников средствами на покупку служебных авто. Кабмин также предлагает дифференциацию: госслужащие низкого ранга смогут купить авто не дороже 1,5 млн рублей. Вы будете взаимодействовать с правительством по этому вопросу?

— Мы никак с ними не будем взаимодействовать. У нас своя работа, у правительства — своя.

— Какие законопроекты вы еще готовите?

— Я работаю над законопроектом, который повышает уголовную ответственность за кражу автомобилей. Также уже внесен законопроект (но я жду отзыва правительства) на тему кражи государственных регистрационных знаков. Готовлю закон и о повышении ответственности страховщиков. Необходимо законодательно определить процент прибыли, которую они получают, и зафиксировать, сколько они могут отчислять на безопасность дорожного движения. Сейчас они по желанию это делают.

— Какую ответственность вы предусматриваете за кражу автомобилей и госномеров?

— Законопроект о краже номеров ждет отзыва в правительстве. Думаю, этот вопрос скоро сдвинется с места. Там уголовная ответственность предусмотрена. Сейчас ответственность за это чисто символическая. За неправомерное завладение государственными регистрационными номерами в корыстных целях предполагаем штраф до 200 тысяч рублей, либо обязательные работы до 360 часов, либо исправительные работы до 1 года, либо лишение свободы до 1 года. То же деяние группой лиц или организованной группой — штраф до 300 тысяч рублей, либо исправительные работы до 480 час, либо 4 года лишения свободы. Я надеюсь, что отзыв правительства на этот документ будет положительный и до конца года мы этот закон примем. Мы его совместно с МВД разрабатывали.

Что касается угона автомобилей, то мы давно уже с этим бьемся. Госдума предыдущих созывов так и не смогла пробить этот законопроект, правительство его тормозит. Наказание будет разным в зависимости от того, каким образом совершено преступление. Если с применением насилия или с угрозой жизни и здоровью, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, то наказание может быть от 3 до 12 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн рублей. Если угон машины совершен организованной группой с причинением тяжкого вреда здоровью, то здесь тюремный срок будет уже от 6 до 15 лет. Главное, что мы хотим, — это отменить обязанность доказывать, что машина была угнана именно с целью хищения. А сейчас это делать надо.

В этом году, боюсь, не получится принять этот документ, но, думаю, уже что-то будет реально в начале следующего года. Правительство его тормозит.

— А что по поводу автостраховщиков?

— Я готовлю законопроект, который обяжет страховые компании отчислять конкретный процент от денежных средств, вырученных от ОСАГО. Сейчас они должны оставлять себе 23%, а нам отдавать 77%, но они этого не делают. Они платят максимум 54%, и то по желанию. Пускай со своей прибыли заплатят конкретный процент, который пойдет на улучшение дорожной безопасности. Размер этого процента мы сейчас будем определять. Эти деньги должны работать на безопасность. Во всех странах мира страховщики платят огромные деньги, но только не у нас.

— А куда страховщики должны будут делать отчисления?

— Да хоть в госбюджет. Это уже технический вопрос, где эти деньги будут складываться.

— На какой стадии находится этот законопроект?

— Сейчас он пишется, готовится. Возможно, мы внесем его либо в конце этого года, либо в весеннюю сессию.

Инна Григорьева, Московский Комсомолец