Правительство на заседании 23 сентября одобрило программу безопасности дорожного движения до 2020 года.
Чтобы добиться запланированного программой снижения смертности на 28,8 процента к 2020 году, кабмин собирается разъяснять, что нарушать Правила дорожного движения — это плохо, а пользоваться детскими автокреслами — хорошо. Эксперты, в свою очередь, выступают за равные права и обязанности всех участников дорожного движения, без исключений.
Открывая заседание, Дмитрий Медведев возмутился: ежегодно в ДТП в России гибнет и получает увечья 280 тысяч человек — «население большого российского города». Поэтому при повышении безопасности дорожного движения «экономия недопустима», как бы непросто ни складывалась экономическая ситуация в стране. На программу до 2020 года планируется истратить 32,4 миллиарда рублей.
Глава МВД Владимир Колокольцев, в свою очередь, обрисовал, какими способами правительство собирается снижать аварийность на дорогах. «Нужно формировать негативное отношение к нарушителям ПДД», — заметил он. Чем вне всяких правительственных программ, в частности, занимается общественное движение «СтопХам».
Также Колокольцева беспокоит увеличение числа случаев гибели на пешеходных переходах. Бороться с этой проблемой предлагается с помощью светофорной сигнализации, дорожных знаков, «лежачих полицейских» перед переходами, разделения пешеходных и транспортных потоков.
В свою очередь, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что необходимо закрепить и в законах, и в правоприменительной практике «принцип тотального равенства прав, обязанностей и ответственности всех участников дорожного движения». Стоило бы, правда, включить в число участников движения и дорожных строителей. Как показала практика масштабного строительства метро в Москве, ни светофоры с «озвучкой», ни зебры, ни отдельные пешеходные дорожки не помогают, если строителям именно в этом месте понадобился забор или яма. Пешеходы ждут сигнала светофора на проезжей части, потому что ждать больше негде.
Отдельное направление программы — безопасность детей на дорогах. Колокольцев предложил активизировать пропагандистскую работу в дошкольных учреждениях и школах, максимально использовать средства социальной рекламы в СМИ. «Внимание будет уделено применению детских автокресел. Такая мера снижает риск получения смертельной травмы ребенком на 75%», — добавил он. Кстати, в некоторых европейских странах население приучили пользоваться автокреслами в один момент — там просто запрещено покидать роддом с младенцем без автокресла.
В рамках программы также повысят уровень техсостояния транспортных средств. Правда, в первую очередь глава МВД обратил внимание на работоспособность «современных зарубежных новинок и подготовку рекомендаций по их адаптации к российским условиям». А стоило бы сосредоточиться на безопасности продукции отечественного автопрома.