Один из крупнейших в мире транспортных проектов, стамбульский «Мармарай», торжественно откроют в День Республики, 29 октября. Об этом свидетельствует световая надпись, недавно появившаяся на Босфорском мосту.
«Мармарай» — это подземный и подводный путь, соединяющий европейскую и азиатскую стороны Босфора. Несмотря на то что туннель «Мармарай» и третий мост через Босфор — новые проекты, сама мечта о соединении берегов Босфора не нова.
Это было в 1900 году. У Султана Абдулхамида II родилась идея соединить берега Босфора. Он поручил паре западных инженеров спроектировать два моста и туннель. Расчеты этих проектов были извлечены на свет с пыльных полок архивов.
Османский подводный туннель
Разработанный американским инженером Фредериком Е. Стромом, туннель должен был соединить Сарайбурну и Ускюдар. По задумке проект был идентичен проекту сегодняшнего «Мармарай». Пассажиры смогли бы курсировать между двумя берегами на небольшом поезде, идущем черед подземный туннель, построенный на 16 огромных пилонах.
Мост Хамидие
Проекты двух мостов через Босфор были созданы французским инженером Фердинандом Арнодином. По его плану, составленному в 1900 году, один из мостов должен был перекинуться от Румели Хисар с анатолийского азиатского берега на европейский, до Кандилли. Поскольку Арнодин был вдохновлен архитектурой сельджуков и очарован арабскими мотивами, он хотел привнести в Стамбул искусство стран Магриба. В строительстве моста предполагалось использовать камень и сталь а-ля Эйфелева башня, чтобы символизировать связь между Мединой и Парижем.
Неосуществленный план
Второй 700-метровый мост инженер проектировал между Сарайбурну и Ускюдаром. Помимо этого, под мостом, в 50 метрах над водой, планировалось создание двух канатных дорог, перевозящих горожан с одной стороны на другую.
Проект «Мармарай»
Туннель под Босфором — один из крупнейших на планете проектов транспортной инфраструктуры. Имеющий около 60,5 м в длину, «Мармарай» — самый глубоководный на сегодняшний день железнодорожный туннель в мире.