Жители Стамбула были введены в заблуждение по поводу строительства третьего моста через Босфор

Недавний опрос общественного мнения, проведенный профессором Халуком Левентом и социологом Гювеном Дагестаном из университета Галатасарай о влиянии строящегося третьего моста через Босфор на транспортное движение Стамбула показал, что стамбульцы плохо представляют, зачем новая переправа так нужна городу.

Проект третьего моста через Босфор, как говорят некоторые специалисты, был засекречен для того, чтобы жители оставались в неведении. По мнению Ассоциации муниципалитета Стамбула, проект нарушал рекреационные зоны, куда входили природные объекты. Однако он был одобрен и строительство началось без судебного решения и какого-либо открытого обсуждения. Цель научного социологического опроса — проанализировать ситуацию вокруг моста и ее возможные последствия.

В опросе участвовали 3019 человек из 34 районов и 18 округов, что равно населению небольшого города. На вопрос, было ли известно горожанам о строительстве третьего моста, 57,49% респондентов ответили, что они не были проинформированы по этому вопросу соответствующими учреждениями. 20,15% заявили, что их частично проинформировали. При этом 68,45% опрошенных считают, что пробки в городе — одна из самых главных бед Стамбула. Тем не менее полученные результаты показывают, что жители мегаполиса уверены: строительство третьего моста через Босфор не способно решить транспортные проблемы. В докладе Палаты градостроителей, занимающейся строительством этого объекта, также сообщается, что если все действующие мосты через Босфор будут работать на 100%, это уменьшит автомобильные пробки только на 3%.

Компания TomTom Navigation отмечает: среднее время в пути продолжительностью один час в Стамбуле из-за интенсивного движения на дорогах увеличивается для водителей до двух часов. Палата градостроителей предупреждает: когда строительство третьего моста завершится, время движения в пробках сократится лишь на 2 минуты. Правда, респонденты к этой цифре прибавили в итоговом опросе еще 28 минут.

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, а также бывший министр транспорта Бинали Йылдырым являются ответственными за дезинформацию населения.

29 мая 2013 года, когда состоялась церемония начала строительства третьего моста, Эрдоган представил третий мост как проект, который решит проблему пробок и, как следствие, связанных с ними экологических проблем. Министр транспорта Турции Бинали Йылдырым со своей стороны сообщил, что новая переправа возьмет на себя дополнительную нагрузку и уменьшит движение по мосту Фатиха Султана Мехмета.

Исследование показывает, что общественное мнение могло быть другим, если бы людей должным образом проинформировали о проекте. Например, когда жители Стамбула узнали, что между азиатской и европейской частями города роль перевозчика возьмет на себя туннель «Мармарай», а в этом ежедневно нуждается более одного миллиона человек, то количество респондентов, поддерживающих идею строительства третьего моста, снизилось на 8,93% и составило 40,3%, в то время как число заявляющих, что проект третьего моста следует немедленно остановить, увеличилось и составило 60,96%. В общей сложности 26,72% респондентов считают, что нет никакой необходимости строить другой мост, так как уже есть туннель «Мармарай», тогда как 32,97% заявили, что третий мост должен быть построен только в том случае, если туннель не сможет разрешить транспортные проблемы Стамбула.

Есть еще один момент. 37,78% респондентов не знали, что строительство дороги к строящемуся мосту приведет к вырубке городских лесов. 12,58% полагали, что в ходе реализации проекта ни одно дерево не будет вырублено. В то же время 65,55% никогда не слышали о прежнем заявлении Эрдогана, сделанном им в 1995 году о том, что третий мост может иметь разрушительные последствия для Стамбула. 17,19% опрошенных считают, что третий мост возводится с учетом интересов некоторых кругов.

В числе участников опроса: выпускники начальной школы — 24,61%, средней школы — 34,57%, колледжей — 51,5% и выпускники высших учебных заведений или имеющие докторскую степень — 10,68%.