Журналисты и политики критикуют судебный процесс, в рамках которого журналиста Мехмета Барансу, опубликовавшего секретные документы с заседания Совета национальной безопасности (MGK) в 2004 году, могут осудить на 52 года тюремного заключения.
Этот процесс вызвал новую волну беспокойства по поводу состояния свободы прессы в Турции. Генеральный секретарь Турецкой ассоциации журналистов (TGC) Сибель Гюнеш в интервью издательству Today’s Zaman заявила, что иски, выдвинутые против Барансу, и позиция обвинения неприемлемы. «Это яркий пример превышения полномочий нашей судебной власти. Журналисту грозит длительный тюремный срок за то, что он добросовестно выполнял свою работу — информировал общественность. Этот случай в очередной раз доказывает, что в Турции нет свободы прессы и свободы слова», — отметила Гюнеш.
Стамбульский прокурор добивается приговора в 52 года тюремного заключения для Мехмета Барансу, ежедневного обозревателя издательства Taraf, якобы за разоблачение государственной тайны. Скоротечное расследование, начатое против Барансу за публикацию конфиденциального документа MGK, в котором упоминалось запланированное силовое воздействие на религиозные группы (в основном на движение «Хизмет»), стало объектом обсуждений и резкой критики по всей стране.
В обвинительном протоколе сказано, что статья Барансу, опубликованная 28 ноября 2013 года в газете Taraf, раскрыла государственную тайну и, следовательно, требует сурового наказания. Правительственные чиновники не отрицают подлинности документа, но утверждают, что не было принято никаких мер для выполнения предписаний, указанных в нем.
Акцентируя внимание на том, что высокопоставленные фигуры правящей Партии справедливости и развития (ПСР) подтвердили подлинность информации, опубликованной Барансу, Гюнеш заявила, что в связи с этим фактом уголовное дело в отношении Барансу является необоснованным. «Дело не соответствует реальности. Мы призываем правительство прекратить репрессии в отношении СМИ», — подчеркнула она.
По мнению Орхана Кемаля Дженгиза, адвоката и обозревателя издательства Today’s Zaman, тюремное заключение Барансу является инструментом запугивания всех журналистов в Турции. «Более 50 лет тюремного заключения за то, что журналист опубликовал статью, — это недопустимо. Даже если бы он был шпионом и продавал информацию другим странам, он бы не был осужден на столь длительный срок. С точки зрения свободы слова — это просто ужасно», — заявил обозреватель. Он также сообщил, что уголовное преследование Барансу нарушает международные конвенции, подписанные Турцией, подчеркнув, что публикация секретных документов является частью журналистики.
«Основная обязанность журналиста — публиковать документы, которые заслуживает освещения в печати. Есть некоторые исключения, касающиеся статей, разжигающих ненависть и так далее, но в остальном журналисты имеют полное право публиковать любые документы, которыми они располагают. Уголовное дело может быть возбуждено только против тех, кто виновен в утечке информации. Но если прокурор обвиняет журналиста в том, что он опубликовал ту или иную статью, он фактически объявляет всю журналистскую деятельность вне закона. Я считаю, что данное обвинение является негласной атакой на журналистику и угрозой всем журналистам», — добавил он.
Председатель Совета по этике СМИ Халит Эсендир, в свою очередь, отметил, что к уголовной ответственности могут быть привлечены только лица, способствовавшие утечке секретных документов, но не журналисты.
«Любой журналист, получивший подобные документы, имеет право опубликовать их, даже если они содержат секретную информацию. Такие случаи встречаются по всему миру. Например, в США публикация секретного документа не является преступной деятельностью. В случае если утечка становится угрозой безопасности, те, кто виновен в ней, могут быть привлечен к ответственности», — заявил Эсендир, добавив, что судебный процесс против Барансу является открытым нападением на свободу прессы.
Многие журналисты выразили свою поддержку Барансу в социальных сетях. «В свободных странах публикация государственных тайн не может расцениваться как преступление. Я на стороне Барансу», — написал в Твиттере обозреватель Star Мустафа Акъёл.