Российский академик Рыбаков: «Гюлен не террорист, он посланник мира»

Экс-директор Института востоковедения РАН, известный профессор, доктор исторических наук Ростислав Рыбаков назвал Фетхуллаха Гюлена звеном в важной цепи, работающей ради мира для всего человечества. По мнению российского ученого, вручение Гюлену одной из самых значимых международных наград – премии мира имени Ганди, Кинга и Икеды – весьма логичное и обоснованное решение.

По мнению профессора, Гюлен формирует современное поколение, обладающее моральными ценностями и чистыми помыслами. «Я не смотрю на Гюлена через призму Корана или ислама. Меня больше интересуют люди, которые следуют за ним. Для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо вырастить новое поколение. Нужно выучить человека, научить его учиться. В наши дни существует возможность получать знания посредством компьютера. Но различать проявления доброты и зла, освоить этнические ценности не так уж и легко. Гюлен же смог сделать реальностью то, что не приходило нам в голову. Он растит молодое поколение для современного мира. Вот он – свет в мире, уставшем от конфликтов», – сказал Рыбаков.

Российский академик указал на сходство между легендарным лидером Махатмой Ганди, который добился независимости для Индии, и Фетхуллахом Гюленом, который находит решение самых сложных проблем, не прибегая к убийствам, кровопролитию и не внушая ненависти. «Ганди вёл за собой армию, состоящую из миллионов людей. Это была армия, которая не занималась кровопролитием, это была армия мира. Гюлен же действует в другой сфере, в образовательной. Он растит новое поколение, причём во многих странах: Турции, Казахстане, Киргизии, Индии, Болгарии и т. д. Речи не идёт о фанатичном насаждении турецкого мировоззрения, цель – привитие культуры сосуществования людей разных наций и вероисповеданий. Акцент делается на чёткое разделение понятий «добро» и «зло». Молодых людей учат не красть, не убивать и не воевать. То есть в XXI веке появляется новая модель человека», – пояснил Рыбаков.

премия

«Сегодня нам выпала честь вручить награду Фетхуллах Гюлену. Мы считаем за честь вручить эту премию тому, кто публично заявил, что террорист-смертник, убивающий невинных людей, не совершает джихада».

Профессор Лоуренс Е. Картер
Директор Центра Мартина Лютера Кинга

На протяжении всей истории человечества добро всегда сталкивалось со сложностями, существовали те, кто хотел и стремился погасить тот свет, что виднелся в темноте. Так и здесь, по мнению профессора, шаги против Гюлена есть не что иное, как продолжение извечной истории. Называя утверждения о том, что Гюлен стремится захватить власть, абсурдными, Рыбаков сказал: «Гюлен старше меня. Он что, будет жить до 150 лет? Мне кажется, такие заявления характеризуют не Гюлена, а как раз тех, кто его обвиняет. В мире есть последователи Ганди. Вопрос о правах темнокожего населения поднял Мартин Лютер Кинг. В Гане был Кваме Нкрума. В Южной Африке олицетворением надежды стал Нельсон Мандела. Так что я считаю, что Гюлен является звеном в этой цепи. Может, он отличается тем, что не занимается политикой. В мире, о котором он мечтает, в его философии и в душах людей, которых он растит, нет места войне. Он не стремится захватить, его задача заключается в выстраивании общения. Он учит людей жить в мире, где выстраивается связь по обе стороны границы».

Довольно резкой была реакция учёного на обвинения в терроризме, сделанные в адрес Гюлена: «Гюлен был первым из мусульман, кто осудил теракт в Беслане. Я сам тогда был в Беслане. Он всегда выступает против терроризма. Именно ему принадлежат слова «Мусульманин не может быть террористом, а террорист – мусульманином». Люди хотят очернить человека. А каким может быть худшее обвинение? Терроризм. В чём ещё можно обвинить? Сказать, что играет в азартные игры? Или прилюбодейсвтует? Терроризм гораздо серьёзнее, поэтому предпочитают обвинять в нём».

Рыбаков

Обвинения в адрес Гюлена в том, что он работает на ЦРУ, Рыбаков также назвал бессмысленными. «Каждого можно назвать агентом ЦРУ, или КГБ, или «Моссада». Если бы я был представителем ЦРУ, я бы ожидал от Гюлена других действий. Например, почему ЦРУ должно быть довольно тем, что программа в школах Гюлена направлена на обеспечение и сохранение мира? В ЦРУ вся политика выстроена на конфликте. Выстраивание дружественных отношений между народами и различными религиозными конфессиями никак не отвечает интересам Америки. В советские времена был первый секретарь коммунистической партии Таджикистана, который как-то раз отправился в Японию, где ему задали вопрос о том, является ли он агентом КГБ. Его ответ звучал так: «Я слишком высоко стою, чтобы быть агентом КГБ. Люди на таком посту не могут быть агентами, это известно всем», – представил свои размышления академик.

Выдвижение обвинений без каких-либо доказательств в адрес известного человека может иметь лишь одну цель – запятнать его репутацию. Такого же мнения придерживается и российский учёный. «Доказать правоту этих обвинений невозможно. Вы не можете доказать, террорист он или нет. В русском языке есть выражение, которое очень хорошо отражает психологию человеческих отношений. Так, если вы скажете о ком-то: «То ли у него шубу украли, то ли он шубу украл», этого достаточно, чтобы у окружающих зародились сомнения в отношении этого человека. При этом никто не станет разбираться, кем же на самом деле является человек в этой ситуации – вором или жертвой. Теперь его видят только в привязке к факту кражи. Отныне общество придерживается такой точки зрения», – считает он.

Академик Рыбаков отметил, что хотя было много разговоров о том, что в новом тысячелетии будут царить мир и безопасность, век начался с теракта 11 сентября. Он выразил обеспокоенность сложившейся ситуацией и пояснил: «Всё повторяется в XXI веке. События, про которые мы говорили, что они остались в истории, снова имеют место быть. К сожалению, в мире возможны новые конфликты. Складывается впечатление, что события на Ближнем Востоке не прекратятся… Украина также стала раной на теле Европы. Европе надоели США. Я обеспокоен и будущим Турции».

Ученый поделился и своими взглядами на российско-турецкие отношения. «Турция и Россия ведут себя очень осторожно в плане политики. Для России Турция стала югом. Более 4 миллионов туристов едут в Турцию. Также ведётся строительство «Турецкого потока». Мы обсуждаем возможность совершения поездок по внутренним паспортам. Всё это – проявления положительной динамики», – оптимистически подытожил Рыбаков.