Декрет о введении чрезвычайного положения (ЧП) в Турции развязывает руки сотрудникам департамента безопасности и другим уполномоченным лицам.
Об этом на своем сайте пишет «Хьюман Райтс Вотч» (Human Rights Watch - HRW). Международная организация отмечает, что декрет о чрезвычайном положении, объявленном в связи с попыткой переворота в Турции, ни в коей мере не защищает права человека.
С вступлением в силу декрета о ЧП было закрыто 35 медицинских учреждений, 1043 частных школы и общежития, 1229 фондов и ассоциаций, 15 частных университетов и 19 синдикатов, федераций и конфедераций. Данный декрет предписывает закрытие всех частных предприятий и ассоциаций, предположительно связанных с турецким духовным лидером Фетхуллахом Гуленом, констатирует HRW.
Директор «Хьюман Райтс Вотч» в Турции Эмма Синклэр-Вэбб критически оценивает данный декрет и в своем заявлении подчеркивает, что документ выходит далеко за рамки законного возмездия за попытку переворота 15 июля.
«Эта ситуация в самом прямом смысле является стратегическим ходом для того, чтобы ликвидировать «неугодных» госслужащих, прокуроров и судей раз и навсегда и закрыть без суда и следствия частные организации, фонды и объединения без предоставления доказательств и соблюдения соответствующих легальных процедур», — добавляет она.
HRW сообщает, что около 60 тысяч госслужащих, среди которых судьи, прокуроры, полицейские, учителя и чиновники, были отстранены от должностей без права защитить себя еще до вступления декрета в силу. Декретом предусматривается даже право властей изымать недвижимое имущество, принадлежащее фондам и больницам.
В заявлении турецкого директора HRW говорится, что формулировки в декрете размыты и позволяют отстранять от занимаемой должности любого человека, «имеющего связь с террористическими организациями», без указания причины и предоставления возможности оспаривать данное решение в суде. Для заключения под стражу достаточно только подобного утверждения, без предоставления каких-либо доказательств.
«Данный декрет может быть нацелен на всех, кто считается или в действительности является оппозиционером», — считает Синклэр-Вэбб.
Согласно заявлению HRW, декрет увеличивает срок содержания под стражей с 4 до 30 дней, что означает приостановление действия Европейской конвенции о правах человека и нарушение пункта о «чрезвычайных ситуациях, несущих угрозу существованию нации».
Случаи нарушения правил заключения с момента попытки переворота документируются «Эмнести Интернэйшнал» («Amnesty International»), и с учетом всех этих случаев сам факт увеличения срока содержания под стражей означает возрастающий риск применения пыток в отношении заключенных.
Находящимся под стражей лицам ограничивается доступ к адвокатам, серьезно ущемляется право на свидания с родственниками и телефонные звонки.
В тексте декрета также имеется пункт об «освобождении от юридической, уголовной, административной и финансовой ответственности лиц, принимающих и исполняющих решения в рамках действующего декрета», что, по мнению HRW, развязывает руки сотрудникам правоохранительных органов и другим уполномоченным лицам.