Турки, в особенности, молодёжь, вновь стали покидать страну. Об этом пишет Барчин Йынанч, приводя пример Японии, которая ежегодно предоставляет стипендии иностранным студентам, готовым учиться у них.
«До недавнего времени мало кто из Турции когда-либо проявлял большой интерес к поездке в Японию. Но в этом году, по-видимому, было рекордное количество заявок», - отмечает обозреватель Hürriyet Daily News.
По её словам, это внезапное желание отправиться в восточную страну вряд ли может быть связано с ростом популярности Японии. И, как считает колумнист, скорее, это соответствует общей тенденции в Турции тех, кто чувствует угрозу от крайней степени поляризации в стране.
«В дополнение к "первокурсникам" - тем, кто впервые решил покинуть Турцию, есть и другая категория: турки, которые раньше жили за границей, решили вернуться в Турцию в середине 2000-х годов и теперь хотят снова уехать», - добавляет журналист.
Йынанч рассказывает, что бывший ректор университета недавно сказал ей, что в середине 2000-х годов, когда звезда Турции поднималась, они убедили ярких и успешных учёных оставить свои очень выгодные позиции за границей и вернуться в Турцию.
«Поскольку мы думали о выходе на пенсию к 2010-му году, мы готовили следующее поколение для передачи управления университета в их умелые руки. Теперь они хотят вернуться за границу», - цитирует ректора автор.
Это массовое бегство напоминает отъезд многих немусульманских меньшинств из Турции, утверждает колумнист. Они чувствуют себя нежелательными и, что ещё хуже, это угрожает мусульманскому большинству в стране. Число немусульманских общин в Турции неуклонно снижается с последних лет Османской империи, сообщает она.
«Более образованные и культурно, и социально, более сложные городские меньшинства жили с постоянным разочарованием в том, что ими управляют политические классы из менее образованных и менее изысканных сельских анатолийских масс. Их навыки могли быть оценены и использованы, но вместо этого на них смотрели свысока и игнорировали из-за ревности к этим навыкам», - считает Янанч.
По её мнению, меньшинства в Турции по-прежнему не чувствуют себя дома. Сегодня они сократились до крошечных цифр и чувствуют, что уже почти ничего невозможно сделать, чтобы изменить ситуацию, которая продолжается уже много десятилетий, пишет автор.
Это, вероятно, отражает аналогичную психологию некоторых слоев турецкого общества, отмечает она. Среди последних целей сегодняшней правящей элиты - выпускники лучших университетов Турции, указывает колумнист. «Бывший мэр Анкары Мелих Гёкчек находился в постоянной вражде со столичным престижным Ближневосточным техническим университетом, а президент Реджеп Тайип Эрдоган недавно критиковал стамбульский университет Богазичи за то, что он не основывает обучение на "национальных и местных" ценностях. Министр культуры Нуман Куртулмуш также критиковал политику республиканской эпохи "заставлять людей слушать Чайковского" на основе идеи о том, что это сделает прогресс страны», - напоминает журналист.
Как указывает автор, сегодня около 25% избирателей, имеющих право голоса в Турции, голосуют за Народно-республиканскую партию (НРП), которая была обвинена во время кампании референдума 2017 года в сотрудничестве с Рабочей партия Курдистана (РПК). В последние недели наблюдается тенденция отмечать всех тех, кто не поддерживает «национальный альянс», сформированный правящей Партией справедливости и развития (ПСР) и Партией националистического движения (ПНД) в качестве сторонников террористов, соавторами иностранных агентов и предателей, добавляет Йынанч.
Некоторые из тех, кто не поддерживает этот союз, испытывают разочарование, так же, как немусульманские меньшинства уже давно считающиеся маргинализованными, считает автор. По её словам, они считают, что мало что могут сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.
«Но в то время как немусульманские меньшинства и те, кто чувствует угрозу нынешнего политического настроя, могут разделять те же самые проблемы и разочарования, существует большое несоответствие с точки зрения их численности. В то время как первые составляют незначительное меньшинство, последние - миллионы граждан. К сожалению, и те, и другие страдают от разобщённости и страха, из-за чего они хотят уйти, что работает только на пользу тем, кто распространяет страх», - заключает автор.