По мере нарастания экономического кризиса в Турции усиливаются споры политиков относительно беженцев

На фоне углубляющегося экономического кризиса в Турции растет негодование среди граждан страны по отношению к миллионам беженцев, проживающим в стране, и в последние недели напряженность грозит обостриться.

Об этом своим зрителям рассказал катарский телеканал Al-Jazeera.

В последнее время в Twitter всё чаще публикуются видео больших групп иностранных граждан, болтающихся в разных частях Стамбула, а тысячи пользователей социальных сетей выражают тревогу и призывают беженцев вернуться в их страны, пишет издание.

На фоне стремительного роста инфляции и падения лиры некоторые турки также обвиняют сирийцев в том, что они «воруют» их рабочие места и несут ответственность за рост цен на аренду жилья. Опросы общественного мнения показывают, что подавляющее большинство турецких граждан сейчас хотят, чтобы беженцев отправили домой.

Аналитики считают, что политики, улавливая это негодование, используют его в своей политической выгоде в преддверии парламентских и президентских выборов в Турции, которые должны состояться в июне 2023 года.

Согласно последним данным МВД, в Турции проживает более 4 млн беженцев, 3,76 млн из которых — сирийцы. В стране также находятся сотни тысяч афганских беженцев.

Оппоненты правящей Партии справедливости и развития (ПСР) утверждают, что эти цифры сильно занижены.

Среди критиков — Умит Оздаг, член парламента, ранее входивший в ряды крайне правой Партии националистического движения (ПНД), нынешнего партнера ПСР по коалиции. Оздаг был исключен из партии в 2016 году и присоединился к оппозиционной правой «Хорошей партии» в следующем году, а в августе 2021 года отделился и сформировал своё собственное политическое движение, Партию Победы.

Популярность партии с лозунгом «Когда Победа придет к власти, уйдут все беженцы и нелегалы» значительно выросла.

Партия недавно заказала короткометражный художественный фильм под названием «Безмолвное вторжение», действие которого разворачивается в 2043 году, и изображает Турцию, где сирийская политическая партия недавно пришла к власти, пообещав сделать арабский язык официальным языком страны. В фильме сирийцы преследуют турецкого мужчину на улице, заставляя искать укрытие. Планируя стать врачом, он вместо этого работает уборщиком в больнице и говорит своим родителям, что говорить по-турецки на его рабочем месте незаконно. С момента выхода 3 мая фильм набрал более четырех миллионов просмотров на YouTube.

Министр внутренних дел Сулейман Сойлу раскритиковал фильм, назвав его провокацией и прямой атакой на правительство.

В ответ Оздаг призвал Сойлу встретиться у входа в Министерство внутренних дел в Анкаре.

«Если ты мужчина, ты будешь ждать меня там», - заявил он.

Данное обстоятельство разожгло словесную войну между двумя политиками и усилило проблему беженцев, которая уже несколько недель занимает видное место в новостях Турции.

Лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу также пообещал отправить сирийцев на родину в случае его избрания.

«То, что они остаются в Турции, и их количество очень велико, на самом деле является риском для страны. Эти люди должны жить на родине, в рамках своей культуры, свободно и с гарантией их безопасности», — заявил Кылычдароглу в прошлом месяце.

Со своей стороны, правительство заняло более мягкую позицию в отношении беженцев.

«Беженцы могут вернуться в свои страны, когда захотят, но мы не будем их выгонять», — объявил 9 мая президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Эрдоган заявил на прошлой неделе, что они готовятся к добровольному возвращению 1 млн сирийцев, и пообещал построить 200 тыс. домов на севере Сирии, чтобы облегчить их возвращение.

Селим Кору, аналитик Турецкого фонда исследований экономической политики, рассказал в интервью Al-Jazeera, что вопрос о беженцах является «чрезвычайно важным» и «переворачивает с ног на голову политические дебаты».

«Многие проблемы в Турции, от образования до безопасности, связаны с присутствием в основном бедных иностранцев в стране. Единственный вопрос, на мой взгляд, заключается в том, в какой степени экономика будет привязана к иммигрантам/беженцам. То есть заменит ли аргумент "мы бедны, потому что нами плохо управляют", позиция "мы бедны, потому что мы впустили этих людей"?», — сказал Кору.

Оздаг настаивает на том, что его партия не является расистской, но говорит, что беженцы должны вернуться в свои страны по экономическим и культурным причинам. Эту позицию подтвердил председатель партии в провинции Стамбул Хакан Акщит.

«Будь то сириец или афганец, у них своя культура, свой язык, свой семейный уклад. По этой причине мы хотим отправить их счастливыми обратно в свои страны как можно скорее», — отметил Акщит.

Если антибеженские настроения продолжат расти в преддверии выборов 2023 года, растущая тенденция к насилию в отношении мигрантов может еще больше усугубиться, и правительству придется оправдывать свою политику перед все более разгневанной общественностью.

По словам Кору, поскольку подавляющее большинство сирийских беженцев в настоящее время обосновались в турецком обществе, маловероятно, что значительное их число вернется в Сирию добровольно. Он также добавил, что существует «экономический интерес в сохранении беженцев», поскольку они снижают стоимость рабочей силы.

«Поэтому вопрос здесь в том, кто может оказать большее давление на власть: бизнес или электорат. До сих пор ответ склонялся в пользу предпринимателей», — заключил аналитик.