Предложение Эрдогана "взимать плату за въезд в Стамбул" вызвал дебаты

Дебаты о пробках на дорогах в самом густонаселенном городе Турции, Стамбуле, возобновились после недавних комментариев президента Реджепа Тайипа Эрдогана, предложившего «взимать плату за въезд в Стамбул» как в Лондоне.

«Нужно установить плату за въезд в Стамбул. Например, как в Лондоне, при въезде в который действуют определенные правила», — отметил президент.

Согласно исследованию, проведенному газетой Sabah, система оплаты въезда, внедренная почти во всем Лондоне, привела к тому, что жители стали больше пользоваться общественным транспортом. Переход привел к снижению плотности городского движения и загрязнения воздуха.

В Лондоне на размер оплаты влияют различные факторы, такие как бензиновый или дизельный двигатель у автомобиля, старый он или новый, а также место жительства водителя. Между 7:00 и 18:00 в будние дни и с 12 до 18 часов в выходные и праздничные дни в зоне «заторов» взимается плата в размере 15 фунтов (18,30 долларов США) в день.

Оплата работает так же, как плата за проезд по мосту в Турции, где электронные камеры отслеживают номерные знаки автомобилей.

По имеющимся данным, при использовании упомянутой системы плотность движения в некоторых районах столицы Великобритании снизилась на 30%.

В Лондоне также выделены зоны с низким и сверхнизким уровнем выбросов. Автомобили старше определенного возраста платят дополнительный «налог на загрязнение» для борьбы с загрязнением воздуха. Кроме того, проезд в центр Лондона стоит в два раза дороже для водителей, которые ездят на старых автомобилях. Утверждается, что качество воздуха в городе улучшилось благодаря политике, которая была реализована шесть лет назад.

Между тем, как местные жители, так и гости Стамбула, самого густонаселенного города Турции с населением около 16 млн человек, сталкиваются с серьезной проблемой пробок на дорогах. Хотя во время пандемии коронавируса город испытал временное облегчение от транспортных проблем, когда на дорогах было меньше транспортных средств, в последующие три года ситуация ухудшилась.

Согласно нескольким докладам, в том числе TomTom за 2021 год, турецкий город возглавил список городов с самыми большими пробками на дорогах.

В годовом докладе производителя автомобильных навигационных систем, в котором анализируются такие данные, как время в пути, стоимость топлива и выбросы углерода, примерно в 400 городах мира, приводятся результаты исследования дорожного движения в Стамбуле. В докладе говорится, что поездка на расстояние, которое обычно занимает всего 15 минут, в часы пик может занять до 50 минут.

Помимо миллионов его жителей, которые часто ездят из азиатской части города в европейскую и наоборот по работе, Стамбул также является одним из самых посещаемых мегаполисов мира, где круглый год полно туристов. Согласно официальным данным Министерства культуры и туризма за январь 2023 года, Стамбул, самый известный город страны и самый большой по численности населения, является самым привлекательным для иностранных гостей.

Увеличение трафика часто наблюдаются перед государственными праздниками и в начале школьных семестров. Это поднимает вопросы о том, как следует регулировать движение в самом густонаселенном городе страны, что приводит к таким предложениям, как введение дневной платы за проезд с транспортных средств, въезжающих в центр города.

Растущее количество транспортных средств, заторы на дорогах и интенсивное морское движение являются доказанными причинами загрязнения во всем мире, и Стамбул не является исключением. Официальные данные Турецкого статистического института (TurkStat) показывают, что по состоянию на декабрь 2022 года в мегаполисе было зарегистрировано 4,94 млн автомобилей, что соответствует совокупному населению 23 провинций Турции. Транспортные эксперты в прошлом часто повторяли, что количество транспортных средств в Стамбуле «составляет пятую часть транспортных средств во всей Турции», что напрямую представляет риск с точки зрения выбросов.

Профессор Мустафа Илиджали, руководитель Транспортного центра Стамбульского университета Тиджарет, в октябре 2022 года отметил, что для борьбы с заторами на дорогах необходимо принять ряд мер, включая увеличение количества полос движения, использование морского транспорта и изменение рабочего времени.

Согласно последним данным о загрязнении воздуха, подготовленным агентством Anadolu (AA) в январе, среднее содержание твердых частиц (PM10) - показатель концентрации загрязнения воздуха - в Стамбуле в 2021 году составляло 38,2 микрограмма на кубический метр, в то время как в 2022 году этот показатель зафиксировался на уровне 41,5 микрограмма на кубический метр, что свидетельствует о росте на 9%.