Глава Судоходной палаты Стамбула и Мраморного, Эгейского, Средиземноморского и Черноморского регионов (IMEAK) Тамер Киран подчеркнул значительное влияние изменения климата на морскую торговлю страны, отметив экологические преимущества морских перевозок по сравнению с другими видами транспорта.
Глобальные последствия изменения климата проявились в различных явлениях, связанных с погодой, включая засухи, наводнения, лесные пожары, экстремальные температуры и таяние ледников, все это влияет на уровень моря и рек. Служба Европейского Союза по изменению климата «Коперник» сообщила о ежегодном среднегодовом повышении уровня моря на 3,3 миллиметра с 1993 года, что свидетельствует о росте на 9,7 сантиметра за 30-летний период. Примечательно, что повышение температуры воды способствовало увеличению уровня моря на 30%, а остальные 70% связаны с таянием ледников.
Недавние скачки уровня воды в реках нарушили глобальную морскую торговлю, особенно в районе реки Рейн в Германии, что привело к закрытию судоходных маршрутов. Данное обстоятельство способствует изменению расстояния между судами и мостами, что вынуждает компании искать альтернативные водные пути для продолжения транзита.
Киран сообщил агентству Anadolu (АА) о существенном влиянии изменения уровня воды в реках на морской транспорт, подчеркнув незаменимость морского судоходства для межконтинентальной торговли, транспортировки сырья и экономически эффективного импорта/экспорта товаров первой необходимости, особенно продуктов питания.
«Приблизительно 87% перевозки внешнеторговых грузов Турции осуществляется по морским маршрутам», - отметил Киран.
Он указал на преимущества морского транспорта с точки зрения экономической эффективности, большой грузоподъемности и минимального воздействия на окружающую среду. Сравнивая выбросы углекислого газа, он отметил, что при перевозке 1 тонны груза на расстояние более 1 километра морской транспорт производит значительно меньше выбросов по сравнению с автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, что делает его экологически чистой альтернативой. Например, выбросы CO2 примерно в шесть раз выше на железных дорогах, в 19 раз больше на дорогах и в 90 раз больше на воздушном транспорте по сравнению с морским транспортом при тех же грузоперевозках.
Между тем, Киран подчеркнул уязвимость глобальной торговли в открытом море, в которой задействовано около 66 тыс. судов по всему миру, на которую могут существенно повлиять аварии или климатические явления. Он рассказал о потенциальном нарушении морского судоходства и существенном экономическом ущербе мировой экономике. Более того, глава IMEAK пояснил, что любые перебои или задержки в доставке товаров в жизненно важные регионы могут серьезно нарушить цепочку поставок, что приведет к гуманитарным кризисам и рискам.
Киран напомнил об инциденте с контейнеровозом Ever Give, который застрял в Суэцком канале из-за плохой видимости в результате песчаной бури и неблагоприятных погодных условий 24 марта 2021 года, когда закрытие канала привело к остановке морского движения и длинным очередям судов на обоих концах. Данное обстоятельство, по оценкам, привело к ежедневным потерям в мировой торговле примерно в 10 млрд долларов США. Перебои повлияли на поставку таких важнейших товаров, как сырая нефть и сжиженный природный газ (СПГ).
Снижение уровня воды в Панамском канале, вызванное засухой в результате глобального потепления и недостаточного количества осадков, отрицательно сказалось на морской торговле, на которую приходится около 6% мировой торговли, сказал он.
По совам Кирана, проблемы, возникающие на важнейших морских путях, таких как проливы и каналы, могут существенно затруднить морскую торговлю. Потенциальное повышение уровня моря может также подорвать морскую торговлю, нанеся ущерб инфраструктуре в прибрежных районах. Кроме того, он подчеркнул, что стихийные бедствия, такие как цунами и штормы после землетрясений, могут нарушить морские маршруты, потенциально изменяя направление автомобильных транспортных маршрутов.
Киран призвал к необходимости мониторинга потенциальных угроз будущей морской торговле и оценки последствий изменения климата для активного устранения возможных рисков.
Что касается усилий в морском секторе по декарбонизации и строительству судов с нулевым уровнем выбросов, Киран указал на несколько шагов по адаптации к изменению климата.
«Существует острая необходимость в разработке технологий, повышающих эффективность и экологичность судов и других морских транспортных средств. Это включает в себя инновационные топливные технологии, более эффективные конструкции судов, реализацию мер по энергосбережению в портах, а также создание систем управления отходами. Кроме того, улучшение портовой инфраструктуры имеет жизненно важное значение для обеспечения более экологичной и эффективной эксплуатации судов», - сказал он.
Киран подчеркнул, что обеспечение постоянного и устойчивого характера морской торговли требует совместных мировых усилий. Он отметил важность сотрудничества между соответствующими странами, учреждениями и организациями, указав на общую ответственность, которую они несут в этом начинании.