В Стамбуле, накануне исламского священного месяца Рамадан, который начнётся 11 марта, начали украшать мечети традиционными гирляндами «махья».
Махья — это традиционная форма турецкого исламского искусства вывешивания светящихся посланий между минаретами мечетей во время священного месяца Рамадан. Эти сообщения обычно состоят из огней, образующих слова или фразы из исламских писаний, молитв или посланий мира и солидарности.
Данная традиция началась с Голубой мечети в 1619 году, во время правления султана Ахмета I, и продолжается по сей день каждый Рамадан.
Команда под руководством Кахрамана Йылдыза, ученика последнего мастера махьи Османской империи Хаджи Али Джейхана, провела последние приготовления в мастерской Главного управления фондов в Стамбуле.
Йылдыз и его команда начали развешивать махья, украшая минареты мечети Эйюпсултан в Стамбуле.
В интервью агентству Anadolu (АА) Йылдыз заявил, что он занимается этим ремеслом более 50 лет, и они планируют развесить махья на мечетях османской эпохи. Йылдыз пояснил, что в этом году его команда украсит в общей сложности восемь древних мечетей, в том числе мечеть Селимие в Эдирне и мечеть Улу в Бурсе.
«В этом году тему "Рамадан и осознание загробной жизни" определило Управление по делам религий (Diyanet). Муфтий Стамбула дает краткие послания, и мы их записываем. Мы повесим по пять надписей на четырех мечетях в Стамбуле во время Рамадана. Махья, которые мы повесим на Большой мечети Святой Софии и Голубой мечети, будут постоянными. Огни с надписью «La ilaha illallah» («Нет Бога, кроме Аллаха») будут вывешены на Большой мечети Святой Софии и «Muhammadün Rasulullah» (Пророк Мухаммед является Посланником Аллаха) в Голубой мечети», - добавил он.
Мастер рассказал, что махья создавались по заказу Главного управления фондов на протяжении веков. Для каждой мечети в мастерской готовят отдельный комплект, затем устанавливают гирлянды между минаретами и вешают фонари.
По его словам, на второй, третий и пятый дни Рамадана вывешиваются дополнительные послания.
«Затем мы вывешиваем третье, четвертое и пятое послания на минарете. Мы удаляем старые послания и заменяем их новыми», - отметил он.
Йылдыз заявил, что не хочет быть последним мастером своей профессии.
«Я занимаюсь этим уже почти 50 лет. Надеюсь, нас сменит молодое поколение. Создание махьи – это на самом деле прекрасное чувство. Это старое османское искусство, и мы до сих пор пытаемся продолжать его с нашими друзьями. Со мной Азиз Тосыалы, мой старый друг, и ещё один человек. Помогите нам в этом году. Эту работу мы пытаемся выполнить втроем», - посетовал он, назвав свою профессию прекрасной.