Президент Реджеп Тайип Эрдоган в прошлом году в последний день саммита G-20 в Индии посетил место захоронения основателя индийского государства Раджа Гхата, Мохандаса Карамчандра (Махатмы) Ганди.
Этот трогательный момент напомнил о глубокой заботе Ганди о Турции и ее народе, отразившейся в его трудах. Хотя можно только догадываться, что чувствовал Эрдоган на мемориале, ясно, что Ганди высоко ценил Турцию. Несмотря на обширную литературу, посвящённую роли Ганди в движении Халифат (движение, возглавляемое высшими лидерами Индии, выступающими против британской политики в отношении Турции и за защиту Османской империи) в Индии, мало что говорило о месте Турции в сердце и уме Ганди, даже до движения Халифат.
Ганди восхищался турками как храбрыми воинами, отмечая их давнюю историю как борцов. Он признал основателя Турецкой Республики Мустафу Кемаля Ататюрка, а также его успехи с мечом, связывая их с внутренней силой, присущей каждому турку. Обсуждая варианты насилия и ненасилия для обретения независимости Индии, он утверждал, что насилие противоречит природе Индии.
«Индия никогда не станет править империей с помощью физической силы. Ожидать, что она что-то выиграет с помощью такой силы, вредит ее природе. По своей природе Индия любит мир», - говорил Ганди.
Хотя индийский лидер известен своей ролью в движении Халифат вместе с Мухаммедом Али Джаухаром и Шаукатом Али, менее известно, что он считал Ататюрка хранителем Халифата.
«Дело Халифата, слава Богу, находится в безопасности в руках Гази Мустафы Кемаля-паши. Он восстановил престиж Халифата, как ни один мусульманин современности», - написал Ганди в статье от 2 марта 1922 года в Navjivan. Он считал, что поддержка Индией Турции исходит больше из индуистско-мусульманского единства и четкой позиции против антитурецкой политики Великобритании, чем из финансовой помощи. Он был против эксплуатации ресурсов Индии против турок. Ганди подчеркивал, что сильная декларация независимости повысит престиж ислама и власть Ататюрка.
Ганди посетил многие части света, принимая приглашения из разных стран. В письме, написанном индийскому юристу и политику Мотилалу Неру 17 января 1929 года, он выразил свое желание посетить Италию, Египет и Турцию. Хотя он и посетил Италию, нет никаких документальных свидетельств его визитов в Турцию или Египет. Индийский лидер писал о пользе турецких бань для здоровья в своей газете на гуджарати Indian Opinion в 1913 году.
«Если человека, суставы которого стали жесткими, лечить паром, дыхание немедленно восстановится, и суставы исцелятся. Этот метод применения пара известен как турецкая баня», - написал он в 18-м выпуске, опубликованном 3 мая 1913 года.
После разрушительного землетрясения, обрушившегося на Турцию в 1940 году, Ганди написал послание президенту Исмету Иноню.
«Мое искреннее сочувствие в вашем ужасном бедствии», - говорилось в сообщении.
Газета Harijan сообщила, что Иноню любезно принял послания сочувствия из Индии. Доктор Раджендра Прасад, первый президент Индии, призвал оказать помощь жертвам землетрясения. Некоторые индийские лидеры также выступали за отправку медицинской миссии в Турцию из-за тройного бедствия: землетрясения, дождя и снега.
«Такое беспрецедентное бедствие, которое пережила Турция, заставляет осознать единство человеческой семьи. Это должно смирить и наказать нас. Это должно помочь индуистам и мусульманам похоронить свои разногласия и заставить их осознать, что, хотя они исповедуют разные веры, все они дети одного Бога, и поэтому они должны жить в мире и понимании», — говорится в сообщении.
Индийские лидеры восприняли инциденты в Турции как возможность объединить индуистов и мусульман.
Ганди сохранял живой интерес к Турции и часто писал о ней. В статье в Indian Opinion от 5 мая 1906 года под заголовком «Британия, Турция и Египет» он проанализировал эскалацию напряженности между британским и турецким правительствами из-за неопределенной египетской границы.
«В газетах появились сообщения о том, что Молодая партия (предположительно, ссылка на «младотурков») в Турции провела реформы в правительстве. Люди довольны, потому что султан принял Конституцию для управления страной, и это событие празднуется повсюду. СМИ также сообщают, что в Турции скоро будет парламент, аналогичный британскому», - написал Ганди в газете Indian Opinion, выражая оптимизм по поводу реформ в турецком правительстве 1 августа 1908 года.
После смерти Ататюрка 10 ноября 1938 года Ганди выразил свои соболезнования.
«Эта смерть — большая потеря для Турции. Желаю, чтобы турки пережили возникший кризис», - написал он. После смерти самого Ганди 30 января 1948 года президент Совета Турции назвал эту потерю «несчастьем, которое поразило все человечество». Более того, в послании президента выражалась глубокая скорбь в связи с убийством Ганди, а также глубокие соболезнования и солидарность с Индией в период этого огромного горя и потери.