Правозащитные группы оспорили строительство проекта Средиземноморской магистрали в Анталье из-за экологических рисков

Экологические группы, профессиональные палаты и 127 частных лиц подали в суд, требуя аннулировать одобрение оценки воздействия на окружающую среду на проект автомагистрали Финике-Демре-Каш-Калкан в Анталье, вдоль средиземноморского побережья Турции.

Адвокат Тунджай Коч заявил в интервью Gazete Duvar, что истинной целью проекта является передача богатства и открытие живописных прибрежных склонов для строительства и получения прибыли.

Коч напомнил, что процесс оценки воздействия на окружающую среду (EIA) для проекта начался в 2021 году при содействии Министерства окружающей среды, урбанизации и изменения климата. Министерство объявило о «положительном решении EIA» 17 января 2025 года.

Он указал, что в объявлении необычно отсутствовали дата и номер решения. Коч сказал, что основное различие между запланированным шоссе и существующей прибрежной дорогой заключается в том, что оно сократит время в пути между районами Демре и Калкан на 15 минут благодаря двухполосной конструкции, что увеличит скорость движения.

По словам адвоката, около 150 акров сельскохозяйственных земель и оливковых рощ будут экспроприированы и уничтожены. Он раскритиковал отчет EIA за упоминание только того, что платежи за экспроприацию «поднимут экономику», не затрагивая влияние на сельских жителей.

Он отметил, что 7 тыс. гектаров леса будут выделены под автомагистрали, а 66 тыс. 73 дерева будут вырублены. По его словам, проект напрямую или косвенно нанесет ущерб 11 археологическим памятникам и девяти охраняемым территориям, включая объекты культурного наследия первой степени, такие как Капуташ и Мира.

Коч подчеркнул, что на маршруте проекта представлены 454 вида растений, 22 из которых являются эндемичными, и предупредил об ущербе для биоразнообразия региона. Он добавил, что топография района будет разделена, что ограничит среду обитания диких животных. Также пострадает сельское хозяйство в Демре, географически сертифицированные апельсиновые поля Финике и оливковые рощи.

В результате строительных работ будет выброшено 19 млн кубометров мусора, из которых 12 млн кубометров планируется вывезти в три района, ни в одном из которых нет подходящих мест для свалки. Пыль и взрывы от строительства также поставят под угрозу флору и грунтовые воды региона.

Коч также раскритиковал высокую стоимость проекта, заявив, что его предполагаемый бюджет на 2021 год составляет 2,165 млрд турецких лир (тогда 250 млн долларов США). Он отметил, что эта цифра не включает стоимость 11 виадуков, шести туннелей или экспроприированных сельскохозяйственных угодий, из-за чего фактическая стоимость неясна.

Адвокат подсчитал, что, исходя только из заявленной стоимости, проект обойдется жителям Демре и Каша в 2 тыс. 770 долларов США на душу населения без учета дополнительных расходов. Он заявил, что перераспределение этих средств непосредственно среди населения может поддержать региональное развитие без ущерба для окружающей среды, лесов, объектов культурного наследия или грунтовых вод.