Один из основателей правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) публично отверг идею передачи власти от отца к сыну, усомнившись в том, что сын президента Реджепа Тайипа Эрдогана сможет заручиться широкой общественной поддержкой на фоне роста своей политической узнаваемости в преддверии следующих президентских выборов.
Бюлент Арынч, бывший спикер парламента, вице-премьер и один из основателей ПСР, заявил, что модель наследования власти от отца к сыну не получила бы широкого признания в Турции. Он ответил на вопросы о том, может ли младший сын Эрдогана — Неджметтин Биляль Эрдоган — в будущем претендовать на высокий государственный пост.
«[Передача власти от отца к сыну] может существовать где-то еще, но я не верю, что такая модель получила бы общее признание в нашей стране», — сказал Арынч в интервью телеканалу «Сёзджю ТВ», добавив, что хотя при совпадении условий возможно все, общественную поддержку нельзя считать само собой разумеющейся.
Арынч сравнил Турцию скорее с европейскими политическими системами, а не с региональными примерами вроде Азербайджана или стран Ближнего Востока, подчеркнув, что в республиканской политической традиции Турции наследственная передача власти не укоренилась.
Заявления Арынча прозвучали на фоне роста внимания общественности и СМИ к Билялю Эрдогану, который не занимает выборных должностей и не входит в состав правительства, но все чаще упоминается в контексте обсуждений «постэрдогановского» периода.
Наблюдатели отмечают заметные изменения в характере освещения его публичных выступлений и высказываний: все чаще появляются заголовки, видеоматериалы и комментарии, представляющие его не просто как сына президента, а как самостоятельного политического актора.
Сторонники объясняют это естественным следствием его деятельности в сфере гражданского общества, тогда как критики считают, что таким образом предпринимается попытка нормализовать идею передачи власти сыну Эрдогана после завершения его президентского срока в 2028 году.
Согласно опросу компании Refleks Veri & Araştırma, проведенному в декабре, Биляль Эрдоган занял третье место в гипотетических сценариях преемственности внутри ПСР, значительно уступив министру иностранных дел Хакану Фидану и бывшему министру внутренних дел Сулейману Сойлу.
Арынч также допустил, что президент Эрдоган может выдвинуть неожиданного кандидата по мере приближения выборов, напомнив о президентской кампании 2007 года, когда Эрдоган в итоге поддержал другого сооснователя ПСР — Абдуллаха Гюля, впоследствии избранного президентом.
«Я не буду называть имена», — сказал Арынч, добавив, что неожиданные решения вполне возможны с учетом политического стиля Эрдогана.
Связь ареста Имамоглу с ранним выдвижением
Арынч также прокомментировал заключение под стражу мэра Стамбула Экрема Имамоглу — официально объявленного кандидата в президенты от основной оппозиционной Республиканской народной партии, связав его арест с моментом объявления о выдвижении.
«Имамоглу объявил о своей кандидатуре слишком рано, — заявил Арынч. — Если бы он этого не сделал, возможно, его бы не арестовали. В политике рано кукарекающий петух лишается головы».
Имамоглу, которого многие считают главным политическим соперником президента Эрдогана, был задержан ранним утром 19 марта, что вызвало массовые протесты по всей Турции. 23 марта, в день, когда Республиканская народная партия (РНП) планировала провести праймериз для определения кандидата в президенты, суд санкционировал его арест. Голосование состоялось, как и было запланировано: рекордные 15,5 миллиона человек приняли в нем участие после того, как РНП открыла избирательные участки для широкой общественности, помимо своих 1,5 миллиона зарегистрированных членов.
Голосование проходило одновременно с решением стамбульского суда об аресте Имамоглу в рамках расследования по делу о коррупции. Спустя несколько часов министерство внутренних дел отстранило его от должности мэра, после чего он был этапирован в тюрьму на западной окраине мегаполиса.
Арынч вновь подтвердил позицию, которую высказывал еще в мае, раскритиковав широкое применение меры предварительного заключения в политических делах. По его мнению, Имамоглу должен быть привлечен к суду без содержания под стражей.
Высказывания ветерана ПСР привлекли внимание как редкий пример публичной критики со стороны одного из ключевых основателей партии, отражающий напряженность внутри правящего лагеря по вопросам преемственности власти и политических издержек громких задержаний.
Очередные президентские выборы в Турции запланированы на 2028 год, если парламент не примет решение о проведении досрочного голосования.
