Приватизация в Турции при ПСР выросла в 63 раза по сравнению с периодом до 2002 года

По данным официальной статистики, доходы от приватизации при правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) оказались в 63 раза выше, чем в период до прихода партии к власти в 2002 году.

Это свидетельствует о масштабах распродажи государственных активов за более чем два десятилетия правления ПСР.

Согласно данным Управления по приватизации, совокупные доходы от приватизации в период с 1986 года, когда в Турции впервые была запущена эта политика, по 2002 год составили чуть более 3 млрд турецких лир (около 70 млн долларов). В то же время в 2003–2025 годах этот показатель достиг 192,6 млрд лир (примерно 4,4 млрд долларов).

Статистика показывает, что объемы и стоимость приватизаций при правительствах ПСР значительно превзошли показатели предыдущего 16-летнего периода, чему способствовало ускорение масштабной продажи государственных предприятий и недвижимости.

Продажа государственной недвижимости в 1986–2002 годах занимала незначительное место в структуре доходов от приватизации и составила около 55 млн лир (примерно 1,2 млн долларов). При правительствах ПСР, напротив, роль реализации земельных участков и объектов госсобственности резко возросла: их вклад превысил 46,5 млрд лир (около 1 млрд долларов), превратившись в один из ключевых элементов приватизационной политики.

Такой курс был четко обозначен уже в первые годы правления ПСР. Кемаль Унакытан, первый министр финансов партии (умер в 2016 году), заявлял, что государство выйдет из экономической деятельности и продаст как прибыльные, так и убыточные государственные предприятия, приглашая к участию отечественных и иностранных инвесторов.

Официальные данные также фиксируют резкий рост объемов продажи активов в последние годы. Только в 2025 году доходы от приватизации достигли 61,54 млрд лир (около 1,4 млрд долларов) — это самый высокий годовой показатель за все время правления ПСР. Для сравнения: в 2003 году доходы составляли 266,6 млн лир (6,1 млн долларов), в 2005 году выросли до 11,1 млрд лир (257 млн долларов), в 2008 году достигли 7,7 млрд лир (1,7 млрд долларов), а в 2012 году — 5,4 млрд лир (125 млн долларов). В последующие годы наблюдалось снижение: 2,7 млрд лир (62,7 млн долларов) в 2017 году и 3,9 млрд лир (90,6 млн долларов) в 2023 году, после чего в 2025 году вновь произошел резкий рост.

Масштабы приватизации на протяжении многих лет остаются предметом политических споров в Турции. Критики утверждают, что стратегически важные государственные активы, включая землю и предприятия, создававшиеся десятилетиями, были проданы в ускоренном режиме и в ряде случаев по заниженной стоимости, что ослабило общественный контроль над ключевыми секторами экономики.

Сторонники политики, в свою очередь, рассматривают приватизацию как способ сократить участие государства в экономике и привлечь дополнительные доходы, особенно в периоды бюджетных трудностей.

Тем не менее последние данные демонстрируют, насколько резко возросли темпы и объемы приватизации в эпоху ПСР по сравнению с предыдущими правительствами, сделав распродажу активов одной из определяющих экономических политик периода правления президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

За последние два десятилетия приватизационная программа при правительствах ПСР включала полную или частичную продажу ряда наиболее значимых государственных компаний Турции в таких секторах, как энергетика, тяжелая промышленность, телекоммуникации, финансы и транспорт.

Среди крупных активов, приватизированных за этот период, — TÜPRAŞ, PETKİM, Türk Telekom, алкогольное подразделение TEKEL, бумажные комбинаты SEKA, холдинг Sümer, OYAKBANK, доли в Турецких авиалиниях, аэропорт Сабиха Гёкчен, а также крупные порты, включая Искендерун и Анталья на юге Турции.