Киев дал задний ход | “Газовую войну” отложили

5 сентября в Москве по газовой теме высказались министры иностранных дел России и Украины Сергей Лавров и Константин Грищенко. Общий тон — примирительный.

Лавров обещал не загонять Украину в угол, а Грищенко — не подавать на «Газпром» иск в Стокгольмский арбитраж. Накануне московской встречи украинский премьер Николай Азаров поклялся, что «газовых войн» с Россией «никто не дождется». Однако проблема — снижение газовых цен для Украины — так и не решена. Так что повоевать все же придется.

Константин Грищенко — настоящий министр иностранных дел. После встречи с Лавровым он неожиданно для всех нашел подлинных виновников газового обострения между Россией и Украиной: «Всегда есть одна группа людей, которая заинтересована в рассмотрении дел в судах, — это юристы». Ход интересный. Теперь получается, что подавать иск в Стокгольмский международный арбитраж с требованием признать ничтожными соглашения между «Нафтогазом» и «Газпромом», заключенными в январе 2009 года, собиралось не украинское правительство, а некие не известные никому адвокаты.

В общем с учетом антивоенных заявлений Николая Азарова можно надеяться на то, что Киев обращаться в Стокгольм действительно не станет. Хотя бы потому, что надежд на благоприятный исход дела у украинских властей не было с самого начала кампании угроз в адрес «Газпрома». Однако в резерве у украинцев есть, как известно, и другой вариант давления на Москву — ликвидация «Нафтогаза» с целью аннулирования в конечном итоге кабальных для них газовых соглашений. Ее-то никто пока не приостанавливал.

Правда, в последнем случае в суд может подать уже «Газпром». В юридической практике случаи ликвидации компаний не редкость. И соответственно, далеко не всегда назначаются правопреемники, которые должны выполнять ранее взятые обязательства. Так что «Газпром», может быть, и зря надеется на соответствующие пункты соглашения от 2009 года, согласно которым «в случае изменения организационно-правовой формы, слияния или любого другого преобразования одной из сторон, она обязана надлежащим образом обеспечить правопреемство, а права и обязательства по контракту передать вновь образовавшейся структуре». Но речь в контракте идет о реорганизации, а не ликвидации. Здесь переговорщики от «Газпрома» дали маху.

Однако, с другой стороны, украинцам тоже особенно не на что рассчитывать в судебных баталиях. Перед ликвидацией необходимо рассчитаться по всем долгам. А они немалые — общие долговые обязательства «Нафтогаза» достигли, по разным данным, $5 млрд. Но и это еще не все. По газовому контракту-2009 «Нафтогаз» обязан до 2019 года ежегодно выкупать у «Газпрома» 33 млрд. кубов газа (принцип: бери или плати). А это более $105 млрд. до окончания действия контракта. Вряд ли у Киева есть такие деньги.

Но, в любом случае, доводить дело до международных судов невыгодно ни одной стороне. Скорее всего, будут действительно договариваться, пытаясь найти компромисс между контрактной ценой (в 2012 году она поднимется до $450 за тысячу кубов) и предложением Киева снизить ее хотя бы до $300–350. Например, Киев мог бы «алаверды» снизить транзитный тариф.

Константин Смирнов, Московский Комсомолец
Tеги: Мир, Россия