Что стоит за попытками отстранить Михаила Прохорова от руководства “Правым делом”

Завершающийся съезд партии “Правое дело”, который должен утвердить список на декабрьские выборы в Госдуму, обернулся нешуточным скандалом еще до своего начала. По сообщениям СМИ, на одного из лидеров партии — главу екатеринбургского фонда “Город без наркотиков” Евгения Ройзмана – в преддверии съезда стало оказываться мощное давление с целью склонить его к отказу от участия в думской кампании “правых”.

При этом эксперты убеждены: по существу, давили на лидера Михаила Прохорова, который пообещал выйти из партии, если съезд не поддержит Ройзмана. Однако лидер «ПД» четко демонстрирует, что он — серьезная и самостоятельная политическая фигура и готов противостоять любому давлению.

Накануне съезда Михаил Прохоров прямо заявил, что получил жалобы от некоторых глав региональных отделений «Правого дела»: местным политикам попросту запретили голосовать на съезде за одного из заметных кандидатов в федеральный список «ПД» — Евгения Ройзмана. При этом, по словам г-на Прохорова, сам он считает Ройзмана чуть ли не единственным человеком в стране, который реально борется с наркотиками. Кстати, помимо общественной известности, у Ройзмана за плечами и парламентский опыт — он уже был депутатом в Госдуме четвертого созыва. В этой связи неудивительно, что Прохоров ввел Ройзмана в состав оглашенного недавно «теневого правительства» «правых».

Как уже сообщил сам Михаил Прохоров, несмотря на давление, его позиция в отношении общественника остается неизменной — он намерен отстаивать кандидатуру Ройзмана на съезде. По словам Евгения Ройзмана, он получил несколько вполне ясных сигналов «одуматься» — от телефонных звонков до личных встреч с «серьезными чиновниками». При этом Ройзман оценил позицию лидера «ПД», отметив, что его очень радует тот факт, что Прохоров ведет себя по-мужски. Общественник признался, что «до конца не понимает» мотивы этого конфликта. Он предположил, что дело в том, что он «внесистемный» и «позволяет говорить то, что думает по всем вопросам». «Хотя меня мочат, у меня миллионы сторонников, на меня давить невозможно. Например, я говорю, что надо запретить финансирование партий производителям алкоголя и табака. Это удар по «Единой России».

«Главная позиция власти — это ничего не пускать на самотек: все должно быть под контролем, — считает директор Института социальной политики Анатолий Голов. — Если человек неугоден, причем это может быть как по политическим соображениям, так и по личным (вот лично Ройзман что-то не то сказал), то он попал в черный список. К сожалению, это — наша реальность».

Представители Прохорова уже заявили СМИ, что лидер партии не намерен подчиняться давлению извне и Ройзмана «не сдаст». А при самом плохом раскладе — если съезд проголосует против главы фонда «Город без наркотиков» — уйдет вместе с ним. Лидер кировского отделения «Правого дела» Андрей Маури вполне допускает вариант, при котором Прохоров уйдет из партии. «Он последовательный человек — поступков, слов на ветер не бросает, если дойдет до варианта „или он, или Ройзман“ — наверняка произойдет, как он говорит», — заявил глава отделения, отметив, что в «ближайшие дни нас ждут интересные события».

Аналитики склонны полагать, что проблемы «ПД» вовсе не в Ройзмане: просто это удобная возможность для давления на партию, перспективы которой в последнее время стали существенно улучшаться. Согласно данным ВЦИОМ, последний рейтинг «Правого дела» составлял 4,9%, а это уже совсем недалеко от заветного 7-процентного барьера. Между тем до выборов в Госдуму остается еще почти 3 месяца, и, учитывая колоссальную предвыборную активность Прохорова, результат мог быть существенно выше нынешних показателей.

«Очевидно, что дело совершенно не в личности самого Ройзмана. „Правое дело“ проверяют на подконтрольность, на управляемость, — полагает директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Потому что ни самого Прохорова, ни его ближайшее окружение, которое работает над новым проектом партии, Кремль не в состоянии контролировать. Поэтому власть цепляется за последнее, за те рычаги, которые остались у нее на местах — за первичные, региональные партийные организации. Чтобы показать, кто в доме хозяин». Так что речь идет о продуманной попытке давления на лидера «Правого дела» Михаила Прохорова, о стремлении власти «прогнуть» нового игрока политической высшей лиги. При этом уже очевидно, что сам Прохоров явно не готов играть в эти игры, исполнять роль «марионеточного политика», как не был он готов и ранее быть «карманным» олигархом или безгласным спортивным чиновником. Лидер «Правого дела» явно стремится утвердить за собой право самостоятельного принятия решений и в политике тоже.


К чему это может привести? Хотя Михаил Прохоров пока не подтверждал лично свое обязательство уйти с поста в случае провала Ройзмана на съезде, его окружение говорит об этом, как о решенном деле. Такой уход, безусловно, подтвердит политическую целостность убеждений Прохорова, однако сдаваться без боя лидер «ПД», безусловно, не собирается. «Вообще, надо посмотреть, чем закончится съезд — там могут появиться достаточно любопытные люди, в частности, Вячеслав Глазычев может появиться в партийном списке, член Общественной палаты, — рассуждает генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. — Поскольку Ройзман известен своей оппозиционностью, и, может, кому-то показалось, могло показаться в Администрации президента, что он не настолько управляем, как хотелось бы. И я не исключаю, что чиновники президентской Администрации вводят стоп-листы на кандидатов...»

В этой связи характерно, что в преддверии съезда на авансцене «ПД» появилась весьма колоритная фигура экс-лидера Демократической партии России Андрея Богданова. Накануне съезда оставленный Михаилом Прохоровым в партии эпатажный политик заявил СМИ, что будет инициировать вопрос об отставке нынешнего лидера, поскольку не согласен с его курсом. Интересно, что же за перемена произошла с курсом партии за три месяца с момента июньского съезда «Правого дела», выразившего полную поддержку Прохорову? При этом сам г-н Богданов, ничтоже сумняшеся, обозначил и свои лидерские амбиции: сам он рассчитывает возглавить «ПД» в случае отставки Прохорова. Однако эксперты считают этот вариант, по меньшей мере, нелепым: по их информации, Прохоров уже заручился поддержкой двух третей региональных отделений партии, да и обсуждать масштаб Богданова в сравнении с главой «ОНЭКСИМа» как-то в голову не приходит.

«В любом случае исход противостояния на съезде будет свидетельствовать об очень важной вещи. Либо в России действительно появится реально независимая политическая сила, либо все вернется на круги своя, — резюмирует Алексей Мухин. — Реальная цель этой кампании — установление подконтрольности партии кремлевской администрации через низовые организации. Дело не в личности Ройзмана, а в том, что лидер партии Михаил Прохоров выступает как самостоятельный политик, осмелившийся не идти во всем на поводу у Кремля. Начало съезда „Правого дела“ намечено на 14 сентября. Поэтому сейчас наиболее актуален вопрос: был ли достаточно успешен Прохоров в предыдущие месяцы в деле чистки партийных рядов от прокремлевских членов? Ответ мы узнаем 15-го».