Таджикский суд отпустил Владимира Садовничего и Алексея Руденко. В марте этого года два самолета Ан-72, командирами экипажей которых были россиянин Садовничий и гражданин Эстонии Руденко, были задержаны в Курган-Тюбе.
8 ноября пилотов приговорили к 8,5 годам тюрьмы за незаконное пересечение границы. Это вызвало крайне резкую реакцию в Кремле...
Напомним, в марте самолеты Ан-72 компании Rolkan Investmens Ltd, завершив контракт на перевозку продуктов и гуманитарной помощи в Афганистане, вылетели из Кабула в аэропорт Курган-Тюбе, предварительно получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном. Однако диспетчер "Таджикаэронавигации" заявил, что "на земле>" разрешения нет, а потому самолеты должны вернуться в Кабул. Побоявшись, что на обратный путь не хватит топлива, пилоты решили совершить посадку в Курган-Тюбе, где и были задержаны.
8 ноября после того, как суд Курган-Тюбе приговорил российского и эстонского летчиков к 8,5 годам лишения свободы, признав их виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов, отношения России и Таджикистана резко обострились.
В Москве приговор вызвал негативную реакцию, российский МИД назвал его "крайне суровым и политически ангажированным".
Появились спекуляции, что российские власти на фоне политического скандала могут ввести визовый режим с Таджикистаном. Соответствующую просьбу президенту Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину направила фракция партии "Справедливая Россия" в Госдуме. В свою очередь глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко выдвинул идею полного запрета на въезд в РФ рабочих из Таджикистана, объяснив это высокой заболеваемостью мигрантов> очень тяжелыми болезнями.
Судьба осужденных пилотов после приговора обсуждалась не раз. Посол России в Душанбе Юрий Попов вел переговоры и с президентом Эмомали Рахмоном, и с руководством МИД Таджикистана.
15 ноября Хатлонская областная прокуратура направила в суд Курган-Тюбе протест, в котором назвала вынесенный приговор слишком суровым, и попросила смягчить наказание с учетом личностей осужденных и в связи с тем, что они являются гражданами стран - стратегических партнеров Таджикистана.
17 ноября министр обороны Таджикистана Шерали Хайруллоев на встрече с главой Минобороны России Анатолием Сердюковым заявил, что получил поручение от президента страны Эмомали Рахмона положительно решить вопрос с освобождением Садовничего и Руденко.
Сегодня состоялось заседание суда, на котором прокурор Азимов попросил назначить пилотам наказание в виде 2,5 лет лишения свободы по статье 289 (Контрабанда), 1,5 лет - по статье 335 (Нарушение госграницы Таджикистана). По совокупности статей путем частичного сложения прокурор потребовал для летчиков 2,5 лет и 14 дней лишения свободы. Учитывая, что полгода они уже пробыли в заключении, а также с учетом амнистии, которая действует до 1 декабря, прокурор предложил отпустить летчиков из-под стражи в зале суда.
"Самое главное, что я на свободе, остальное - потом", - сказал Садовничий после освобождения, обнимая сына. "Я благодарю всех тех, кто принял участие в нашем освобождении. Без вас бы этого не произошло", - отметил летчик. Он сказал, что в первую очередь благодарит своих близких, а также советника посольства России в Таджикистане Дмитрия Кабаева. "После того, как у меня состоялась личная встреча с ним, я понял, что Россия со мной, она меня не оставит", - сказал Владимир.