Связана ли высылка нелегалов из Москвы с приговором российским летчикам в Душанбе? Сообщение ФМС о том, что из России вот-вот будут депортированы 100 граждан Таджикистана, нелегально работавших в стране, в пятницу вызвало огромный резонанс.
Некие источники в МИД тут же заявили, что это наш ассиметричный ответ на приговор российским летчикам. Либеральная общественность, как водится, возмутилась — мол, власти ничего больше не могут, как только нападать на несчастных гастарбайтеров.
«МК» решил разобраться в ситуации. И выяснилось, что она, похоже, действительно раздута сверх меры. Просто из удачного совпадения решили выжать максимум. А мечтам националистов на «зачистку» города и страны сбыться не суждено.
Не секрет, что Россия - главный работодатель для граждан Таджикистана. И совсем не тайна, что они находятся на территории РФ чаще всего незаконно.
Как в Москве к разразившемуся дипломатическому скандалу относятся сами «виновники торжества»? Ужесточился ли в их отношении прессинг со стороны властей?
- Последние 20 лет российские чиновники и так постоянно давят на нас, - говорит председатель общероссийского общественного движения “Таджикские трудовые мигранты” Каромат Шарипов. – Недавно руководитель ФМС заявил, что значительная часть преступлений совершается выходцами из Таджикистана. Но до этого он сам же звал этих людей в Россию на заработки. Такая двойственная политика, мягко говоря, обидна. Сейчас же таджики оказались заложниками дипломатической нерасторопности. Еще 8 месяцев назад двух русских летчиков посадили в тюрьму. Российская дипмиссия по этому поводу не делала ничего. Люди зашевелились лишь, когда начался суд. И почему-то политики решили, что давление на обычных людей - лучший способ отыграться за дипломатический провал.
Каромат Шарипов добавил, что сейчас какого-то сверхдавления на таджиков в Москве нет. И предложил российским властям взять пример с Израиля. «Не так давно израилитяне обменяли своего солдата на тысячу с лишним палестинцев. Аналогичный подход можно применить и сейчас. Пусть двух русских летчиков обменяют на заключенных-таджиков, сидящих в российских тюрьмах».
Однако встреченные нами на московских улицах таджики признались, что буквально несколько часов назад отношение к ним стало ухудшаться.
...По Трехгорному переулку идут приезжие, навьюченные объемными баулами. Знакомимся. Их зовут Саид и Салим. Откуда? Сначала они сообщают, что из Подольска. Невидимый, но вполне ощутимый знак вопроса повисает в воздухе. Ребята понимают, что ответ звучит несколько неправдоподобно. Поправляются на очень плохом русском языке. Оказывается, не совсем из Подольска. Просто там они некоторое время работали. Строители-плиточники. В России обитают уже больше 10 лет. Сами из Хатлонской области Таджикистона. О том, что российского и эстонского пилотов осудили на значительные сроки у них на родине, Саид и Салим слышали. “Мы думаем, что вышла какая-то ошибка, скоро ваших летчиков отпустят. Мы люди маленькие, там люди большие. Все наладится. Иначе без работы нам плохо будет”, - рассуждает Саид. И тут же поправляется: “Но мы не поэтому едем домой! Просто холодно стало!”
Тут не принимавший в беседе Салим начинает что-то говорить своему товарищу на таджикском языке. Саид слушает и прямо на глазах начинает забывать русский язык. Видимо, коллега нашел убедительные аргументы в пользу молчания. Но нам все же удается выпытать у рабочих правду. На исходе беседы они признаются, что скандал с пилотами отразился на отношении к таджикам со стороны властей и работодателей. Их вежливо, но убедительно попросили не мозолить глаза общественности.
Поинтересовались мы и мнением простых москвичей. Большинство опрошенных заявили, что гастарбайтеров с стране и в городе неоправданно много. Наталья и Олег — супружеская пара с маленьким ребенком - отразили общее мнение так: «По-человечески мы против приезжих ничего не имеем, пусть работают как работали. Но нужно, чтобы за нелегально находящимися у нас иностранцами был контроль. Простая логика — зачем Москве (и всей России) такое количество дворников? Не иначе, это кому-то еще выгодно, помимо гастарбайтеров».
Как ни странно, достоверное число трудовых мигрантов в России и в столице не известно никому. Сами чиновники, когда говорят о реальных цифрах, склонны к сильным округлениям. Согласно словам главы ФМС Константина Ромодановского, сейчас в стране находится около 9 млн. граждан других стран. За 10 месяцев 2011 года разрешений на работу оформлено немногим более миллиона. По данным же начальника столичного управления миграционной службы Федора Карповца, в Москве находится 521 тыс. иностранцев, приехавших на заработки. Официально трудовые отношения оформлены только с 231 тыс. мигрантов.
В пресс-службе ФМС России "МК" сообщили, что никаких распоряжений о депортации из РФ именно нелегалов из Таджикистана не было. Идет планомерная работа по соблюдению миграционного законодательства. Другое дело, что из России вот-вот выдворят больше 100 граждан Таджикистана. Эти люди неоднократно совершали разного рода правонарушения (речь идет, понятное дело, не об уголовных преступлениях). Сейчас они находятся в Центре временного содержания. Выдворять их станут тремя способами: одних за деньги работодателя, других за счет российского бюджета, третьих - за их собственные средства. Что касается совместных рейдов ФМС с представителями националистических организаций (такие сообщения прошли в ряде СМИ), об этом в пресс-службе слышат в первый раз.
Другой источник «МК» в ФМС, сообщил, что по официальным данным в Москве постоянно проживает 40-50 тысяч граждан Таджикистана. И основная проблема не в том, что они незарегистрированы (сейчас это сделать проще, чем жить на птичьих правах), а в том, что большинство их них работают нелегально. И именно за ними постоянно «охотится» миграционная служба. Та сотня нелегалов, по словам источника, это капля в море. И ситуацию с их депортацией просто удачно использовали в популистских целях — никто специально никакого ассиметричного ответа не готовил. К слову, по всей России в этом году было депортировано 15 тысяч нелегалов. И никто по этому поводу шума не поднимал.
Председатель наблюдательного совета «Русские» Александр Белов рассказал «МК» следующее: «Следует менять характер взаимоотношений с Таджикистаном. Разрабатывать стратегию. Сейчас у нас такой стратегии в отношении этой страны нет. А следует вводить визовый режим. И то, что сейчас выдворяют сотню таджиков-нелегалов, это очевидный предвыборный пропагандистский ход. Который ничего в ситуации не изменит. Это решение, что называется, ни о чем».
Что будет с русскими в Таджикистане?
Заведующий отделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин поведал «МК», что каких-то существенных перемен в жизни русского населения Таджикистана после приговора лётчикам не произошло. «Перемены не могли произойти так быстро чисто технически», - отметил эксперт. Всего русских в Таджикистане на сегодняшний момент около 100 тысяч. Они живут в основном в Душанбе, есть небольшая диаспора в городе Чкаловске. Русскими себя называют и украинцы, и белорусы, и татары – все те, кто считает русский язык родным. Живут русские, как и большинство таджикистанцев, крайне бедно, но целенаправленно власти страны их не притесняют. Власти страны не видят в русских угрозу, как например в узбеках, диаспора которых гораздо многочисленнее. Русские лояльны официальному Душанбе, к тому же достаточно полезны – работают в технических сферах, в сфере образования.
До начала гражданской войны в 1992 году русских в Таджикистане насчитывалось до полумиллиона. Теперь остались те, у кого нет возможности уехать за пределы страны или пожилые люди. Молодёжь продолжает уезжать в Россию или хотя бы в Казахстан, Киргизию – туда, где благоприятнее жизненный климат. «Таджикистан – очень бедная страна. Зарплаты и пенсии мизерные. Например таджики, что обслуживают нашу 201-ую дивизию получают в рублёвом эквиваленте по 10-12 тысяч. Они считаются очень зажиточными людьми, - говорит Андрей Грозин. –У таджиков традиционно очень много родственников. Кто-то что-то в деревне выращивает, кто-то в городе живёт. Все друг другу помогают. Русские же фактически ведут борьбу за выживание».
По мнению Грозина, для России не составило бы труда вывезти из Таджикистана 100 тысяч соотечественников, но сейчас помощь со стороны России минимальна. Два года назад парламент Таджикистана вопреки Конституции страны лишил русский язык статуса языка межнационального общения. Общаться с органами государственной власти можно только на государственном языке Получить образование на русском затруднительно, хотя интерес к русскому языку как ни странно растёт. Гастарбайтеры пытаются хоть как-то овладеть русским языком перед поездкой на Родину. Постепенно сокращаются в Таджикистане и возможности доступа к русским медиа. Процесс плавный, но неотвратимый.
|
||
фото: Геннадий Черкасов |
Советник посольства РФ в Таджикистане: «Недоразумение разрешится при рассмотрении кассационной жалобы»
В пятницу днем адвокат пилотов российской авиакомпании, что осуждены в Таджикистане, подал кассационную жалобу. Об этом рассказал сам защитник летчиков Гулом Бобоев. Кассационная жалоба составлена на пятидесяти страницах и включает как доводы обоих пилотов, так и стороны защиты. В течение недели жалоба должна быть рассмотрена Хатлонским областным судом Таджикистана.
Подсудимые Владимир Садовничий и Алексей Руденко не признают свою вину ни по одной из трех статей обвинения. «В жалобе они приводят аргументированные доводы против приговора суда. В частности, что касается обвинения в контрабанде — раз у них был контрабандный товар, то почему тогда семеро таможенников в курган-тюбинском аэропорту, осмотрев оба самолета, составили акт о том, что незаконных и контрабандных предметов на их борту не обнаружено. Кстати, акт приложен к уголовному делу», — рассказал адвокат Гулом Бобоев.
Между тем посол России в Таджикистане Юрий Попов в четверг вечером встретился с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Встреча носила конфиденциальный характер. В пятницу Попов вылетел в Москву для проведения консультаций по поводу дела летчиков. Советник российского посольства Дмитрий Кабаев рассказал «МК», что на условия содержания летчики не жалуются: «Рацион питания, конечно, бедный. СИЗО — это не курорт. Но необходимые потребности удовлетворяются. Адвокат передает заключенным овощи и фрукты. Наши военные, расквартированные в Курган-Тюбе, передали Садовничему и Руденко теплые вещи».
— Скажите, какие усилия предпринимает посольство для вызволения пилотов?
— Усилий было множество. Мы следили за процессом с самого его начала. Вели переписку с Комитетом национальной безопасности, МИДом Таджикистана. Я лично присутствовал на всех последних заседаниях суда, на оглашении приговора. Я выступил в суде. Заявил, что обвинительный приговор может внести недоразумения в отношения наших стран. Поначалу мы рассчитывали на благоразумие таджикской стороны. Мы не хотели поднимать шум. Думаю, что недоразумение все-таки разрешится при рассмотрении кассационной жалобы.
Между тем в пятницу в Москве ситуацию обсуждало экспертное сообщество. Так, зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности Владимир Колесников выдвинул несколько версий. Одна из них говорит, что летчика Садовничего и его эстонского товарища по несчастью Алексея Руденко хотят обменять на лидеров таджикской оппозиции либо на сына одного из высокопоставленных чиновников, который содержится под стражей на территории РФ за торговлю наркотиками.
МЕЖДУ ТЕМ
Сейчас, по данным ФМС, в России находится около 8,5 миллионов нелегальных гастарбайтеров. А легальных – 1,3 млн. В постановлении правительства «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2012 год» количество трудовых мигрантов ограничено 1,7 млн. Больше всех, естественно нужны строители-чернорабочие и прочие неквалифицированные работники – около 1 миллиона. Инженеров же – всего 20 тысяч. Удивляет, правда, что требуется также 87 тыс руководителей предприятий. Впрочем, эксперты разъясняют, что так называемые «руководители» могут понадобиться для фирм-однодневок и прочих полулегальных структур. Но важнее в этом случае другое. России не нужны 8,5 млн гастарбайтеров. Миграционные квоты с потолка не появляются. Так что у ФМС работы выше крыши. Есть кого выдворять. И не только таджиков. Кстати, чем больше «дешевых» мигрантов, тем медленне развивается экономика. Зачем модернизировать производство, о чем так печется Дмитрий Медведев, если можно нанять бесправных нелегалов. А это помимо прочего ведет к замораживанию зарплат для коренных жителей.
В общем, никакой ксенофобии и ассиметричных ответов российских властей. Инновации требуют не безграмотных таджиков, а сверхобразованных европейцев, американцев и даже своих, доморощенных работников.