Чуда не произошло — одним туром президентские выборы во Франции не ограничились. Финалисты тоже оказались предсказуемыми — социалист Франсуа Олланд, опережающий на процент с хвостиком нынешнего президента Николя Саркози.
Кто же станет победителем голосования 6 мая?
По данным министерства внутренних дел Франции, после обработки всех бюллетеней Олланд получил 28,6% голосов, тогда как Саркози — 27,2%.
За всю историю Пятой республики это первый случай, когда действующий глава государства не лидирует в первом туре. Да и цифры выглядят для Саркози удручающими. Наблюдатели уже сулят Сарко «лавры» первого президента, не сумевшего избраться на второй срок. Означает ли это, что нынешний хозяин Елисейского дворца — безнадежный лузер? Вряд ли.
Семнадцать лет назад, в 1995 году, на выборах во второй тур вышли Жак Ширак и социалист Лионель Жоспен. Первый набрал 20,84%, второй — 23,30%. То есть разрыв между ними был значительнее, чем между Саркози и Олландом. Но второй тур полностью изменил расклад: победителем вышел Ширак, набравший 52,64% против 47,36% у Жоспена. Так что Саркози может стоически молвить своей жене-красавице: «Еще не вечер, Карла, еще не вечер!».
Да, с одной стороны, первенство Олланда сулит ему преимущество во втором туре. Саркози с ходу предложил своему сопернику сойтись в трех раундах теледебатов. Но Олланд, будто демонстрируя уверенность в победе, охладил пыл президента, заявив, что и одного будет достаточно.
Но для Саркози не все потеряно. Главная задача, пожалуй, для него — переманить электорат ультраправого «Национального фронта»: его лидер Марин Ле Пен финишировала третьей, набрав 18%. Заметим, что Ле Пен сумела побить рекорд своего отца, Жан-Мари Ле Пена, десять лет назад сумевшего с 16% голосов попасть во
Олланду же рано праздновать викторию — и он сам отдает в этом отчет: «Условия для победы имеются, но между условиями и победой находится кампания». Социалистическому кандидату предстоит заручиться поддержкой людей, проголосовавших за лидера прокоммунистического «Левого фронта» Жан-Люка Меланшона (11%) и кандидатов от «зеленых», троцкистов и иже с ними.
Так вот если к 27,1% Саркози приплюсовать 18% «Национального фронта» и 9% электората Байру, то получится 54% — а это уже победа. Но ключевое слово здесь «если». Дело в том, что так картина выглядела бы в идеале — но, по опросам социологов, за Сарко во втором туре готовы голосовать, например, лишь около четверти сторонников Байру (часть из них, наоборот, планируют отдать свой голос Олланду) и далеко не все сторонники «Национального фронта». Сама же Марин Ле Пен набивает себе цену и обещает высказать позицию по