Французскому президенту Николя Саркози в Первомай было совсем не до праздников. Тень второго тура президентских выборов, на котором совсем непонятно, как дело повернется, кому хочешь испортит настроение.
Тем более что именно 1 мая лидер Национального фронта Марин Ле Пен пообещала определиться, будет ли она призывать своих сторонников голосовать за одного из вышедших в финал кандидатов. Определилась: ни за кого.
Голосуйте по своему разумению — так в сухом остатке выглядит совет Марин Ле Пен своим сторонникам. Сама она собирается опустить незаполненный бюллетень.
— Какой смысл, мои дорогие друзья, переходить из роли идиота, который голосует за Марин Ле Пен, чтобы перейти к роли арбитра в президентских выборах? — не без сарказма вопрошала глава Национального фронта у своих сторонников на митинге перед парижской Оперой. Для нее, пожалуй, победа левых была бы куда кстати. Есть все шансы стать главной оппозиционной силой — и на следующих выборах претендовать на выход в финал.
Ультраправая Ле Пен, призывающая голосовать за социалиста Франсуа Олланда, картина странная. Но и Саркози — герой не ее романа. Лозунг «Саркози, уходи!» звучал на митинге националистов 1 мая наряду с криками «Саркози и Олланд — это не по-настоящему!»
А ведь приди к урнам 6 мая те 18% электората, которые проголосовали за Марин Ле Пен и вырази поддержку Сарко, тут можно было бы и на победу надеяться. Опросы общественного мнения после голосования показали, что от 48% до 60% избирателей Ле Пен готовы во втором туре отдать свои голоса Николя Саркози. Но многие готовы пойти на это по принципу: «Из двух зол выбирают меньшее».
В общем, свинью глава Нацфронта нынешнему президенту подложила нешуточную. Хотя прямая поддержка со стороны Ле Пен тоже могла бы навредить Саркози в глазах умеренного электората.
Шансы главы республики остаться на второй срок тают на глазах — соцопросы сулят победу Франсуа Олланду, за которого собираются отдать голоса представители всего левого и левацкого спектра. Но и социалисту приходится бороться за каждый процент. В том числе за счет жесткости в иммиграционном вопросе. Оттого он робко высказывается о том, что «мы не можем привечать иностранцев, когда наша экономическая ситуация не позволяет нам этого». Саркози же эту тему вообще оседлал — и опять-таки в расчете на симпатии со стороны любителей Национального фронта: «Я никогда не буду выступать за нулевую иммиграцию, но реальность такова, что, когда вы приглашает больше людей, чем можете справиться, вы не сумеете интегрировать их». Но, кажется, президенту пора подумывать о смене профессии.
Тем более что еще одну, совсем не халяльную свинью ему подложил покойный Каддафи (свергнутый стараниями прежде всего «неблагодарного» Сарко). К выборам опять вылезла старая история о том, как ливийский полковник предлагал ему финансовую поддержку в размере 50 миллионов евро во время кампании 2007 года. Саркози назвал публикацию грубой подделкой. Но тут пресса указала на то, что во Франции, несмотря на всякие международные санкции, проживает сподвижник Каддафи — Башир Салех, которого вебсайт Mediapart и газета Canard Enchaine называют «кассиром» лидера Ливийской Джамахирии и предполагают, что Саркози позволил Салеху жить во Франции за прошлые заслуги. Президент, понятное дело, отрицает и эти слухи. Где там правда, а где ложь — это мы узнаем не скоро. А вот результаты этой пиар-кампании станут известны уже на следующий день после 6 мая.