В пятницу министр иностранных дел Турции Ахмет Давутогл заявил, что курды в Ираке и Сирии не представляют угрозы для Турции, однако он подчеркнул, что Анкара не позволит террористическим группам, такими как Рабочая Партия Курдистана (РПК) или Аль-Каида, обосноваться в Сирии около турецкой границы.
В четверг премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция может провести операции против террористических организаций, расположившихся в северной Сирии, если расценит их пребывание там как угрозу, — это должно послужить предупреждением курдским группировкам региона. Кроме РПК на сирийско-турецкой границе, по некоторым сведениям, также действуют исламистские группировки. По неподтвержденным данным, связанные с Аль-Каидой группировки контролируют, по меньшей мере, один приграничный КПП, Баб аль-Хава. На прошлой неделе сирийские власти потеряли контроль над тремя местами перехода через границу.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров также заявил о том, что боевики, захватившие контроль над постами на сирийской границе с Турцией, могут быть союзниками Аль-Каиды. Лавров отметил, что он с сомнением относится к утверждениям о том, что пограничные посты с сирийской стороны были захвачены оппозиционной Свободной сирийской армией.
«По некоторым данным, эти посты были захвачены вовсе не Свободной сирийской армией — кто бы что об этом ни думал, — а группами, напрямую связанными с Аль-Каидой», — заявил в среду Лавров.
Давутоглу не уточнял, какие именно шаги Турция может предпринять в качестве превентивной меры против подобных группировок, которые расположились вдоль 911-километровой границы с Сирией, пережившей 16 месяцев репрессий, вызванных народным протестом и унесших 17 тыс. жизней.
Турецкие заявления в ответ на возникновение курдских группировок на сирийской границе могут вызвать трения между турками и курдами. Это особенно нежелательно после значительного улучшения, которое наступило в отношениях Анкары и иракских курдов, которым принадлежит автономный регион на севере Ирака.
Давутоглу в ближайшее время посетит иракский Курдистан для обсуждения ситуации, сложившейся на севере Сирии. Он постарался разрядить возникшее напряжение, заявив, что Турция не рассматривает курдов как угрозу. «Мы не хотим, чтобы наши братья-курды в Ираке и Сирии страдали. Мы всегда поддерживали их в том, чтобы их основные права соблюдались», — добавил он.
Министр иностранных дел Турции постарался сгладить противоречия вокруг захвата северной Сирии боевиками РПК. Он подчеркнул, что это вполне нормально, когда во время подобных кризисов появляются некоторые «оппортунисты и провокаторы». «У них нет задачи принести в Сирию демократию. У них нет целей, касающихся [улучшения правового положения] наших братьев-курдов», — сказал он.
Он также критически высказался по поводу того, как СМИ отражают события на курдских территориях Сирии, подчеркнув, что опасения по поводу курдского региона Сирии беспочвенны. Давутоглу также отметил, что мировое сообщество убеждено, что режим президента Башара аль-Ассада скоро рухнет. «Мы хотим, чтобы процесс перехода закончился в Сирии как можно скорее», — пожелал турецкий министр.