Гюль: «Если РПК в Сирии станет для Турции угрозой, нам придётся вмешаться»

Президент Турции Абдулла Гюль сделал ряд важных заявлений для прессы после экстренного заседания Организации исламского сотрудничества (ОИС) в Мекке. Турецкий лидер не исключил возможности проведения любого рода операции в случае, если Турция почувствует угрозу с севера Сирии.

На вопрос, возможна ли операция против РПК на севере Сирии, Гюль ответил следующее: «Если мы увидим реальную угрозу, меры будут приняты». Когда президенту напомнили, что, возможно, Сирия оказывает РПК поддержку оружием, он ответил: «Что за режим правит в Сирии, всем известно. Всё может быть».

Президент Гюль в связи с решением приостановить членство Сирии в ОИС подчеркнул, что подобный шаг означает утрату режимом легитимности. Турецкий лидер добавил, что политика Турции на Ближнем Востоке не имеет религиозной окраски, и привёл в качестве примера Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи — оба были суннитами. «Диктатор может быть суннитом, может быть шиитом. Мы и к диктаторам-суннитам не питали симпатии. Мы выступаем против тех, кто прибегает к тирании».

Как отметил Гюль, сирийская оппозиция не принадлежит какой-либо идеологической или другой группе. «В некоторых странах появляется идеологическая группа и начинает борьбу. Здесь ситуация другая. Очень большая часть сирийского народа выступает против существующего режима». По словам президента, если бы против вышедших на улицы людей не использовалось оружие, события могли бы развиваться по-другому. «Но если принимается решение о подавлении  выступлений с помощью оружия, это значит, что начинается война против собственного народа. Мы надеемся, что переход Сирии к новому порядку будет осуществляться контролированно. Поэтому всем странам, с которыми мы ведём диалог, мы говорим: «Нужно не допустить повторения той же ошибки, что была допущена в Ираке». Американцы, захватив Ирак, распустили армию, несмотря на все наши предупреждения. Они расформировали все организации, и в стране воцарился хаос».

Гюль напомнил, что Турция делала предостережения относительно ситуации в Сирии. «Все поняли, что такой ход событий ничем хорошим не кончится. Мы не хотели, чтобы подобная ситуация имела место быть в соседней нам стране. События, к сожалению, пошли по худшему сценарию. Поэтому мы сказали: «Как можно раньше берите инициативу на себя и не позволяйте, чтобы ваша страна погрузилась в хаос». К сожалению, сегодня так и происходит. Этот режим перестал быть легитимным. Если ничего не изменится, этот режим уйдёт в любом случае, но после может начаться хаос. Если процесс этот затянется, то раны станут ещё глубже, и тогда чувство мести будет расти. Все согласились, что при установлении нового порядка в стране ситуация должна строго контролироваться, нужно не допустить хаоса». На вопрос, предлагает ли поддерживающий режим Иран как-то решить сирийский кризис, Гюль ответил: «По правде говоря, предложений у Ирана нет, но есть опасения относительно нового порядка. Мы убеждены, что повода для подобного беспокойства нет. И Иран знает, что так продолжаться больше не может».

Гюль подчеркнул, что необходимо разделять курдов и Рабочую партию Курдистана (РПК). «Нужно и в Турции, и за её пределами разделять курдское население и занимающуюся террором РПК. У нас нет предубеждений против курдов. Турки и курды — два родственных друг другу народа. Их нельзя разделять. Мы хотим, чтобы каждый в своей стране чувствовал себя счастливым и свободным. Такова географическая реальность. Курды живут в Ираке, Сирии, Иране. Каждый должен быть счастлив в своей стране. Нужно отделять от этого террор и террористические организации и бороться с ними всем вместе. Террорист может быть и турком, и курдом. Курды в других странах также должны дистанцироваться от РПК, занять по отношению к ней позицию. Конечно, в такие сложные периоды террористы пользуются ситуацией, но этому должен быть дан решительный отпор. У курдов в Сирии полноценных гражданских прав не было. Они не считались даже гражданами. Мы об этом говорили с Сирией и в хорошие времена. Это была одна из реформ, которую необходимо было сделать. Но для нас абсолютно не приемлемо, чтобы террористические организации извлекали для себя из этого выгоду. Террорист и гражданин — две разные вещи. И там нужно проводить черту между РПК и курдским населением».